Фулфилмент – это делегирование части или всей логистики: хранения, сбора, упаковки, доставки заказов, оформления возвратов и обменов. Он предоставляется продавцам на маркетплейсах по умолчанию. Часто можно выбрать тип работы в зависимости от определенных параметров. В большинстве случаев реализовать возможно только две схемы: FBO и FBS. Однако у владельца интернет-магазина есть полное право воспользоваться услугами сторонних логистических компаний. Иногда выгоднее обращаться к ним, так как сторонний подрядчик может предлагать более гибкие цены, больший набор услуг, более лояльные условия.
Дальше рассмотрим общие советы, как выбрать фулфилмент-сервис и ТОП-10 самых лучших подрядчиков для работы с маркетплейсами и интернет-магазинами в России.
Как выбрать фулфилмент-оператора для работы: общие советы
Для начала определимся, какие услуги предоставляет этот оператор. Они не ограничиваются только доставкой товара и его хранением. Обычно это комплексный подход – от подготовительных мероприятий до передачи в доставку маркетплейса (или доставки прямо до покупателя). В стандартный перечень услуг подрядчика входят:
Получение и обработка заказов через маркетплейс (опционально).
- Получение товара. Он может забирать их со склада, производства или из запасов поставщика.
- Хранение товара. Предоставляется складское хранение на разный промежуток времени. Дополнительно сюда входить складской учет позиций.
- Комплектацию и упаковку. Товар комплектуется в зависимости от параметров заказа и упаковывается для дальнейшей отправки. Возможно также заказать индивидуальную упаковку.
- Сопровождение груза до конечного получателя, его страхование.
- Доставка груза до указанного получателя: склада маркетплейса или конечного клиента.
- Выдача посылок покупателю в пунктах выдачи, почтоматов, курьером.
- Обработка платежей и возвратов.
- Решение конфликтных и спорных ситуаций: возврат товара и средств, обмен на другой товар, отказ от выкупа.
Возможно договориться и о предоставлении других услуг по индивидуальным и расширенным тарифам. Например, включение call-центра, съемка фото и видео для карточек товара и прочее.
При торговле на маркетплейсах разумно обращаться к фулфилмент-посредникам в случаях:
- отсутствует собственный склад и возможность нормально заниматься логистикой;
- вы совмещаете несколько каналов сбыта, например, торгуете сразу на нескольких маркетплейсах;
- ведется торговля товарами, которые не могут быть нормально обработаны логистикой маркетплейса;
- поставщики расположены в разных регионах из-за чего самостоятельно контролировать логистику неудобно и слишком затратно.
Если одна или несколько описанных ситуаций вам подходят, то ищите себе фирму-посредника. При поиске обращайте внимание на следующие факторы:
- Стоимость. Важно смотреть как на комплексные пакеты, так и на отдельные услуги. Сравните прайс-листы нескольких операторов. Помните, что даже небольшое расхождение в цене при больших оборотах может вылиться в сэкономленные деньги или серьезные расходы.
- Перечень услуг. Перечень базовых услуг у всех компаний практически всегда одинаков. Обращать внимание стоит на их компоновку, возможно ли оплатить какую-то одну услугу или нужно оплачивать сразу пакет услуг. В первом случае вы будете платить только за то, чем пользуйтесь, но во втором случае можно сэкономить. Также обращайте внимание на наличие дополнительных услуг.
- География. Смотрите, в каких регионах работает оператор, какое там “покрытие”. Если есть сомнения, что подрядчик работает в том или ином населенном пункте, то выясните это в его техподдержке.
- Предоставляемые гарантии. Какую ответственность будет нести подрядчик, если с грузом что-то случится или будут сорваны сроки доставки? Посмотрите этот момент на официальном сайте или уточните у представителей компании.
- Перечень поддерживаемых площадок. Оператор, работающий с маркетплейсами, не всегда работает со всеми платформами, которые на российском рынке. Смотрите, чтобы посредник поддерживал те площадки, с которыми вы работаете.
Дополнительно смотрите, чтобы у оператора была поддержка автоматизации процессов: электронный документооборот, встроенная аналитика по площадкам, единый личный кабинет. Это необязательное условие, но оно очень облегчает работу с товарами.
Естественно обращайте внимание на отзывы, срок работы компании.
Схемы работы фулфилмента
Они, в целом, такие же как у маркетплейсов:
- FBO – оператор отвечает за все этапы: хранение, упаковка, транспортировка и так далее. Этот вариант предпочтителен для большинств интернет-предпринимателей, хотя часто стоит дороже.
- FBS – оператор несет ответственность за доставку и оформление возвратов, но хранение и комплектация лежит на плечах селлера или другого подрядчика.
- DBS – оператор отвечает только за оформление заказов, а все остальное уже решает селлер.
Это усредненные схемы, в зависимости от определенных обстоятельств возможны индивидуальные схемы работы.
Чаще всего у фулфилмент-агентов меньше правил для выбора той или иной схемы работы. Например, маркетплейс может не работать по FBS с продавцами крупногабаритных товаров, а посторонний агент может. Однако, хоть требования у них чаще более лояльные, чем у маркетплейсов, они все равно есть. Не у всех агентов есть возможность предоставить свободный выбор схем работы для любых типов товаров.
ТОП-10 фулфилмент-операторов для маркетплейсов
Далее рассмотрим самые популярные фирмы фулфилмент-агенты. У них есть много положительных отзывов, несколько лет опыта работа, разнообразие условий работы. Все они работают на российском рынке, хотя некоторые зарегистрированы за рубежом.
Площадка 1: СДЭК
Российская логистическая компания, которая занимается также международными перевозками, в том числе в страны дальнего зарубежья. Отлично подойдет тем продавцам, которые торгуют не только в пределах РФ, но и в других странах тоже. Из своих услуг для продавцов на маркетплейсах компания предлагает следующий перечень:
- Помощь оформления на таможне и вообще помощь в пересечении границ. У СДЭК есть склады по всему СНГ. Плюс, есть сервис Global CDEK, который занимается логистикой товаров из дальнего зарубежья: стран ЕС, Азии, Америки.
- Доставка авто- и авиатранспортом.
- Прием товара по качеству/количеству, складской учет с фото-/ видеофиксацией по запросу.
- Наличие простой интеграции с несколькими CMS, плюс, наличие открытого API. Такой подход делает не просто работу с сервисом более удобной, но и позволяет подключать сторонние инструменты для аналитики и сбора расширенной статистики.
- Возможность проводить логистику оптовых поставок.
- Проработка возвратов, в том числе частичных.
- Сотрудничество со всеми основными маркетплейсами России и ближнего зарубежья: OZON, Wildberries, Сбер МегаМаркет, Яндекс Маркет и другими.
- Своя курьерская служба, работающая во всех более-менее крупных городах России и СНГ.
- Возможность отправки push и SMS-уведомлений клиентам.
По ценам: сборка первой единицы в заказе – 160 руб., всех следующих – 20 руб., хранение — 90 руб./день за 1 м. куб.
Площадка 2: BetaPro
Компания уже 26 лет на рынке и специализируется преимущественно на фулфилменте. Вот ее перечень услуг:
- забор товаров от поставщика или со склада селлера;
- подготовительные работы: комплектация, упаковка, выбраковка, маркировка продукции;
- хранение по заранее оговоренному адресу;
- доставка до склада маркетплейса или до пунктов выдачи;
- обработка платежей;
- обработка отмененных заказов и возвратов.
Площадка работает с: «Озон» и «Вайлдберриз», Сбер МегаМаркет, Яндекс.Маркет и AliExpress. Дополнительно можно заказать сопровождение магазина на выбранной платформе: подготовка материалов для карточек товара, их наполнение и продвижение, работа с клиентами. Так как BetaPro сотрудничает со сторонними перевозчиками и службами курьерских доставок, то доставить товар она может практически в любой населенный пункт РФ.
Площадка 3: «Фулекспро»
Компания является официальным технологическим партнером Яндекса. Помимо работы с его маркетплейсом, площадка также сотрудничает с Ozon, Wildberries, Lamoda, AliExpress и Сбер МегаМаркет. Она предоставляет несколько тарифных планов по работе с логистикой, плюс, есть перечень бесплатных услуг, связанные с хранением и доставкой. Основной перечень услуг «Фулекспро»:
- получение груза от поставщика и его хранение;
- подготовка посылок к отправлению;
- доставка заказа на пункты приема маркетплейсов или других курьерских служб;
- передача заказа третьим лицам для доставки;
- сопровождение грузов;
- обработку отмен и возвратов средств.
Из дополнительных услуг: помощь со стороны отдела консалтинга в настройке личного кабинета поставщика, аналитики, работе с ассортиментом. Также сервис предлагает бесплатное размещение карточек товара на Яндекс Маркете. Эта же услуга доступна и для других маркетплейсов, но уже на платной основе. Конечную цену требуется уточнять – она индивидуальна. Для сотрудничества требуется заключить официальный договор.
Площадка 4: «Синий Шар»
Площадка предлагает полный спектр услуг по сопровождению товара, его доставки и решению прочих вопросов. Также здесь проводятся подготовительные мероприятия: компоновка, проверка на наличие брака, упаковка, маркировка. Оператор предлагает сотрудничества по трем моделям: FBO, DBS и FBS. Правда, площадка поддерживает только работу с OZON и Wildberries. Цена формируется индивидуально в зависимости от объема продукции, площадки для торговли, схемы работы и так далее. В среднем выходит около 15 рублей за единицу товара. Это с упаковкой, хранением и доставкой. Из дополнительных возможностей, влияющих на ценообразование выделяются следующие:
- контроль качества и сбор товара, выбраковка;
- маркировка товара в соответствии с требованиями маркетплейсов;
- администрирование карточек товара на разных торговых платформах;
- оформление карточек товара: подбор картинок, написание текста.
Перед началом сотрудничества проводиться индивидуальный расчет стоимости и уже на основе него заключается окончательный договор. Дополнительно можно получить консультацию по юридическим вопросам: защита интеллектуальной собственности, делегирование работы личным представителям и так далее.
Площадка 5: B2CPL
Площадка работает с 2012 года и предлагает интернет-магазинам и продавцам на маркетплейсах полный перечень услуг фулфилмента. Сотрудничает с OZON, Wildberries и Яндекс Маркетом. У площадки только один склад, но есть много фирм-партнеров, отвечающих за курьерскую доставку, работу call-центра и администрирование карточек товаров.
Из уникальных услуг: опция оповещения клиентов о том, что товар на складе заканчивается, колл-центр с консультациями клиентов от лица компании, аналитика позиций, СМС-оповещение, трекинг, складской учет, страхование на складе, кассовое обслуживание. Из стандартных услуг: работа с возвратами, маркировка товара, контроль качества, сбор посылок, хранение и сопровождение.
Площадка 6: SKV
Оператор, базирующийся в Санкт-Петербурге, но работающий также в Москве и Казани. Взаимодействует преимущественно с OZON и Wildberries. Может работать и с другими операторами, но этот момент нужно уточнять отдельно. Свои услуги платформа поставляет по системе FBS. К стандартным услугам относятся:
- подготовка к отправке: упаковка, маркировка, переупаковка, контроль качества;
- забор груза со склада поставщика, продавца или маркетплейса;
- хранение товара, в том числе и крупногабаритного;
- обработка возвратов товаров.
Личный кабинет SKV можно интегрировать с личным кабинетом на маркетплейсах. Это удобно для ведения статистики, выгрузки карточек товаров, создания витрины, налаживания логистики. Компания также дает гарантии, что с продукцией ничего не случится как в процессе хранения, так и в процессе доставки.
Площадка 7: FullMart
Компания занимается фулфилмент-обслуживанием по FBS и FBO таких площадок как OZON, WB и Яндекс Маркет. Окончательная цена устанавливается в ходе консультации с продавцом. На сайте есть удобный калькулятор, где можно рассчитать стоимость товара. Компания в стандартном перечне услуг выполняет также подготовительные мероприятия: проверка продукции на брак, упаковка, маркировка. Дополнительно у FullMart есть собственная фотостудия, где можно заказать фотографии для карточек товара.
Площадка 8: EasyPack
Компания занимается преимущественно подготовкой товаров к отправке: упаковкой, маркировкой, контролем качества. Также площадка занимается доставкой и хранением товаров. Тарифы с фиксированный ценников – минимальная цена начинается с 6 рублей за единицу. Компания также дает гарантию на товары, с которыми она работает. Правда, работает площадка только с Wildberries. Полноценной поддержки других маркетплейсов не предусмотрено.
Площадка 9: CityVans
Предоставляет стандартный набор услуг: забор груза у поставщика или со склада, хранение, упаковка, маркировка, передача на склад маркетплейсов. Платформа сотрудничает с Ozon, Wildberries, Яндекс.Маркет, AliExpress, Leroy Merlin, а также независимыми интернет-магазинами. Цены фиксированные и начинаются от 10 рублей за индивидуальную упаковку. CityVans ведет полное сопровождение товара на всех этапах, а также дает гарантию сохранности.
Площадка 10: Market Up
Агент сотрудничает с этими маркетплейсами: Яндекс.Маркет, «Озон», «Вайлдберриз» и AliExpress. Работает как с крупными, так и мелкими объемами. Есть бесплатное хранение до 3 суток малогабаритных предметов, объемов менее одного кубометра. Дополнительно здесь есть собственный сервис сопровождения и продвижения карточек на маркетплейсах. Селлер может заказать:
- создание фотографий товара на профессиональной фотостудии Market Up;
- составление продающих описаний и правильное заполнение карточек товаров в соответствии с правилами выбранной платформы;
- расчет цен в соответствии с ситуацией на рынке и вводных данных продавца/товара;
- планировка поставок, чтобы избежать простоев;
- аналитика позиций;
- настройка и запуск рекламной кампании.
Стоимость сопровождения интернет-магазина – 3% от объема продаж, но не менее 30 тысяч рублей в месяц. Для расчета стоимости логистики есть встроенный калькулятор.
Заключение
Это были 10 крупнейших площадок для организации фулфилмента. Они не только отвечают за логистику, но и позволяют заказать дополнительный перечень услуг: аналитику, оформление карточек, их продвижение, общее консультирование. При выборе стороннего подрядчика делайте основную ставку на тех, кто работает напрямую, с минимальным количеством сторонних партнеров. Часто эффективность работы тех фирм, что отдают все на аутсорс своим партнерам ниже, а цена за услуги выше.