Оптимизация скорости загрузки сайта – важный процесс, влияющий на эффективность работы ресурса. С ростом скорости интернета возросли запросы пользователей и поисковых систем. Медленные площадки становятся все менее популярными, ежедневно теряя аудиторию, а значит и прибыль. Это распространяется на проекты с действительно полезным контентом, ведь многие пользователи просто не захотят ждать окончания загрузки, предпочитая искать информацию на более быстрых сайтах.
Этапы загрузки сайта
Длительность загрузки страницы – это ключевой показатель эффективности работы площадки, который влияет на пользовательский опыт, входя в состав параметров юзабилити. Скорость зависит от множества факторов, поэтому необходимо регулярно проводить проверку, выявлять и устранять причины увеличения времени открытия страницы.
Процесс загрузки состоит из нескольких отдельных этапов:
- Время отклика сервера. Демонстрация интервала, необходимого для обработки сервером запроса браузера и передачи ответа. Сюда входят преобразование доменного имени в IP-адрес и сам процесс передачи данных TCP.
- TTFB – время до первого байта. Важный показатель для поисковых систем. Метрика указывает длительность получения первого сетевого пакета в ответ на отправленный запрос.
- Загрузка и обработка содержимого. Промежуток времени для обработки объектов HTML, графики, скриптов и стилей.
- Время до рендеринга. Указывает, через сколько посетитель получит отображение страниц. Оптимизированный код ускоряет процесс, выгружая сначала простые и небольшие элементы, постепенно переходя к весомым файлам и элементам.
- Время до интерактивности. Показатель, демонстрирующий интервал, через который пользователь может использовать функции площадки.
- Загрузка элементов со сторонних ресурсов. Место этого этапа зависит от особенностей площадки, но чаще всего загрузку содержимого сторонних ресурсов откладывают на заключительный этап – содержимое может измениться без ведома владельца сайта, что означает увеличение временного интервала на обработку и передачу.
Схема обмена данными между клиентом и сервером выглядит следующим образом:
- Отправка запроса из браузера на сервер с получением HTML-кода страницы.
- Запрос таблицы стилей с получением файлов CSS.
- Запрос получения скриптов и получение в ответ файлов JS.
- Запрос шрифтов, полученных из кода, и получение файлов шрифтов с сервера.
- Запрос на получение графических файлов с получением в ответ файлов изображений.
Оперативность загрузки сайта напрямую зависит от таких факторов:
- размер страницы и отдельных элементов;
- качество кода и его структура;
- физическое расстояние между пользователем и сервером;
- производительность сервера и его пропускная способность;
- нагромождение элементов, виджетов, функций;
- используемая CMS и шаблоны.
Для оптимизации длительности загрузки ресурса нужно установить этап, на котором возникают проблемы, а также причины, вызвавшие увеличение интервала обработки и отправки данных.
Влияние на доходность
Скорость загрузки страницы особенно важна для коммерческих проектов. С ростом времени ожидания снижается вероятность превратить посетителя сайта в клиента. Современная аудитория не привыкла ждать. Каждая секунда ожидания снижает доходность площадки.
Скорость загрузки сайта и его отдельных страниц влияет на:
- конверсию;
- глубину просмотров;
- заинтересованность и вовлеченность аудитории;
- репутацию площадки;
- число открываемых страниц;
- общее впечатление о ресурсе.
Все это отражается на доходе сайта, поэтому целесообразность ускорения работы ресурса есть всегда.
Немного статистики
Важность быстрого запуска сайта доказана многими аналитическими компаниями и владельцами бизнеса, а результаты некоторых наблюдений представлены далее:
- Канадский разработчик платформы для интернет-магазинов Shopify сообщает, что 47% аудитории готовы ждать загрузки до двух секунд, и еще 40% пользователей покинет площадку в течение следующей секунды.
- Аналитики MOZ выявили несколько закономерностей, а именно: взаимосвязь TTFB и позиций в рейтинге поисковиков, а также отсутствие влияния полной загрузки страницы на место в ТОП-10.
- Представители Shopzilla заявили об увеличении среднего количества просмотренных страниц на 25% при сокращении времени на 3 секунды. Наполовину снизилась нагрузка, а доход возрос примерно на 10%.
- В докладе для маркетологов Колина Лафрана сообщается о том, что 70% опрошенных пользователей согласны с влиянием скорости загрузки сайта на вероятность оформления покупки, но 19% маркетологов эту закономерность отрицают.
- При ускорении посадочных страниц на 2,2 секунды компания Mozilla получила загрузок на 60 миллионов (свыше 15%) больше.
- Аналитики Amazon подсчитали, что снижение скорости всего на одну секунду приведет к потере 1,6 миллиарда долларов годового бюджета.
- Расчеты Walmart и Amazon утверждают, что на каждые 100 мс ускорения сайта приходится увеличение дохода на 1%, а в Yahoo говорят о росте прибыли на 9% за каждые 400 мс ускорения.
- Customer research lab опубликовали отчет, в котором говорится, что для 66% пользователей скорость загрузки площадки влияет на репутацию бренда, а у 33% длительное ожидание способствует формированию негативного образа о владельце площадки.
- Сотрудники Financial Times провели эксперимент, выявив снижение конверсии на 7% при увеличении длительности на 1 секунду, а также уменьшение количества прочитанных статей на 4,9% за аналогичный промежуток времени.
- В NN/g рассчитали среднюю продолжительность нахождения пользователя на странице – 27 секунд. Чем больше времени займет процесс открытия страницы, тем меньше информации сможет изучить посетитель за это время.
Чтобы получить наглядное представление о пользе ускорения ресурса в конкретном случае, можно использовать онлайн-калькулятор от компании Sharpe Digital. Это средство поможет узнать примерное увеличение эффективности площадки при снижении длительности ожидания.
Влияние на поисковую выдачу
Исследования зависимости скорости загрузки сайта и его рейтинга в поисковой выдаче позволяют сделать такие выводы:
- Для борьбы за ТОП-10 необходимо улучшать оперативность открытия страниц.
- За большую длительность ожидания ресурс получает штрафы от поисковиков.
- Выявлена взаимосвязь между скоростью и оценкой поведенческого фактора, являющегося главным критерием ранжирования. Ускорение даже на 100 мс может положительно отразиться на поведении пользователей на сайте.
Из этого следует, что сокращение времени ожидания – серьезный фактор, способный повлиять на продвижение ресурса в рейтинге поисковой выдачи.
Оптимальные показатели производительности на основании требований поисковых систем:
- TTFB – менее 300 мс, но Гугл рекомендует 200 мс;
- время до интерактивности – 2-5 секунд в зависимости от типа ресурса;
- выгрузка графики – 1,5 секунды.
За последние пять лет количество медленных сайтов в ТОП-10 поисковой выдачи Яндекса, Гугла и других популярных поисковиков существенно сократилось. Причина в том, что поисковым системам это не выгодно из соображений репутации.
Сервисы проверки скорости загрузки сайта
Для сбора точной информации рекомендуется использовать несколько различных инструментов проверки. Это поможет выявить проблемы и своевременно подобрать способы их решения. Практически все сервисы вместе с отчетом предоставляют свои рекомендации по ускорению ресурса, что упрощает поиски подходящих методов оптимизации.
Популярные сервисы проверки скорости сайта и их краткое описание:
- Google PageSpeed Insights – оценивает показатель по шкале от 0 до 100. Подходит для тестирования сайта в десктопной и мобильной версии.
- Яндекс.Вебмастер – интересующий сервис расположен в меню инструментов, в разделе «Проверка ответа сервера». По объему предоставляемой информации не самый лучший вариант, но проводить периодическую проверку настоятельно рекомендуется.
- Pingdom Tools – применяется для отслеживания количества обращений и средней длительности загрузки. Сервис предоставляет подробный отчет.
- WhichLoadFaster – используется для сравнения двух разных площадок, подходит для сравнительного анализа с ресурсом конкурента.
- PR-CY – популярный среди русскоязычных вебмастеров сервис с обширным набором инструментов, позволяющих получить подробный отчет и сравнить до 10 URL.
- Load Impact – проверка показателей производительности под нагрузкой. Превосходный инструмент для получения достоверной оценки при наплыве посетителей, что может быть полезным перед запуском рекламной кампании.
- Monitis Tools – используется для сравнения длительности ожидания из разных уголков мира.
- WebPage Analyzer – анализирует процесс подключения изображений, стилей и скриптов.
- Web Page Test – сервис для опытных вебмастеров, предоставляющий подробную статистику о ходе загрузки сайта.
- PageScoring – простой и понятный сервис с демонстрацией скорости, а также информации, объясняющей полученный показатель.
Алгоритмы проверки сервисов существенно отличаются, что может привести к расхождению в результатах. Немаловажную роль в этом играет расположение серверов, обрабатывающих информацию. Рекомендуется в первую очередь следить за оценкой в Google PageSpeed Insights и Яндекс.Вебмастер, ведь от этого зависит ранжирование площадки в поисковой выдаче, а остальные сервисы использовать для расширенной проверки показателей производительности.
Как ускорить работу ресурса
Ускорение сайта – это комплекс мероприятий, подразумевающий оптимизацию, упрощение и адаптацию ресурса под пользователя. Для оценки эффективности предпринятых мер можно воспользоваться предложенными ранее методами.
Методы ускорения работы сайта:
- Сжатие размеров кода. Метод подходит для оптимизации HTML, CSS, JS. Процедура подразумевает удаление лишних пробелов, табуляций, переносов строк, комментариев и дублирующих фрагментов.
- Сокращение кода. Подразумевается работа с CSS и JS. Многие атрибуты стиля можно оптимизировать за счет использования селекторов.
- Чистка неиспользуемого кода. Рекомендация распространяется на HTML и внешние файлы. Лишние фрагменты, относятся к другим страницам и не задействованы на конкретной. Подобная ситуация может возникнуть при использовании единого шаблона.
- Сокращение количества фреймов. Рекомендуется максимально сократить их численность, а для опытных вебмастеров альтернативой фрейма могут стать концепции AJAX.
- Снижение вызовов файлов CSS. Достигается путем грамотного объединения. Рекомендуется отказаться от подключения неиспользуемых файлов для конкретной страницы. CSS должны находиться в начале кода страницы.
- Оптимизация JavaScript. Для небольших простых проектов подходит объединение нескольких файлов в единый, но это решение не подходит для ресурсов с большой функциональностью. Файлы JS рекомендуется размещать в конце документа.
- Отложенная загрузка объектов. Применяется для отсрочки подгрузки наименее значимых элементов, чтобы пользователь быстрее получал интересующую информацию. Отложенный запуск используют для рекламных баннеров, футера и объектов в нижней части страницы.
- Сокращение количества рекламы. Причин для этого несколько: увеличение количества фреймов, повышение нагрузки, подключение к сторонним ресурсам.
- Подключение поддоменов. С одного хоста одновременно подгружается не более 2-х компонентов, а значит разделение контента на разные поддомены ускорит общую загрузку. Этот прием обычно используют для изображений.
- Разрешение кэширования. При первом открытии страницы часть информации сохраняется в веб-клиенте, а значит, ее не придется повторно загружать во время переходов по сайту.
- Оптимизация изображений. Представляет собой отдельный комплекс методов. Сократить размер файлов возможно посредством выбора правильного формата (PNG, JPEG, GIF), удалении описаний и метаданных. Рекомендуется использовать несколько версий картинок с разным разрешением – иконка, миниатюра, полное изображение.
- Gzip-сжатие – технология архивации «на лету». Подходит для обработки любых типов передаваемых файлов, но нужно подготовиться к увеличению нагрузки на сервер.
- Использование CDN. Опция подходит для подгрузки картинок и скриптов, включая сторонние.
- Оптимизация хостинга. Если есть доступ к собственному серверу, то стоит задуматься о повышении его производительности, а если такой возможности нет, то нужно рассмотреть доступные тарифные планы и предложения от других компаний.
- Оптимизация шрифтов. Подгрузка оригинального шрифта может стать причиной задержки появления текстовой информации. Выходом из ситуации является использование шрифтов от Гугла до момента полной подгрузки собственных решений. Шрифты Google Fonts – являются оптимальным решением с точки зрения быстродействия, поэтому их можно использовать в качестве основных.
- Отказ от бесполезных плагинов, виджетов и модулей.
- Проверка кода на наличие вредоносного содержимого. Вирусы часто распространяются вместе с шаблонами и темами для популярных CMS.
Отдельно стоит упомянуть о росте трафика с мобильных устройств. Десктопная версия сайта не всегда корректно и быстро открывается на экране смартфона. Чтобы предотвратить отток аудитории, рекомендуется выполнить адаптацию площадки для мобильных платформ.
Подведем итоги
Скорость загрузки сайта влияет на продвижение, доходность и общую эффективность работы ресурса. Эта характеристика обеспечивает ощутимое конкурентное преимущество площадки. Влияние продолжительности открытия страницы на конверсию и юзабилити доказано авторитетными исследователями, но до сих пор не все владельцы проектов уделяют этому показателю должное внимание.
Ускорение работы площадки – сложный процесс, состоящий из комплекса мероприятий. Нередко для этого требуется глобальная переработка существующего ресурса и его структуры, но результат того стоит. Для оценки эффективности выполненных действий используются сервисы проверки скорости сайта, которые предоставляют рекомендации по улучшению показателя и могут помочь в поиске причин замедления работы ресурса.