Структура сайта: преимущества корректного построения, методы и правила разработки структуры сайта

Структура сайта – это некий план ресурса, разделяющий смысловое содержание проекта на отдельные блоки и страницы для удобства восприятия информации. Для объединения отдельных элементов в единое целое необходимо руководствоваться логикой, правилами построения и знать о доступных средствах, способных решить поставленные задачи. Четкое структурирование повышает уровень комфорта посетителей, что является одной из приоритетных целей функционирования любой площадки.

Пример структуры сайта, созданной в Mindmeister

Важность создания четкой и понятной структуры

Чтобы понять, насколько важно грамотное выполнение структурирования, достаточно визуализировать поход в ближайший супермаркет. Если товары в таком магазине расставлены хаотично, при этом ассортимент отдельной группы разбросан в разных частях торговой точки, то на поиски и покупки уйдет много времени. Это же правило распространяется на расположение функциональных элементов. Вряд ли покупатель вернется сюда без необходимости.

Разработка структуры – тот этап, где креативность и нестандартный подход может принести больше вреда, чем пользы.

Влияние на выдачу поисковых систем и поведенческие факторы

Поисковики считают продуманную логическую структуру полезной для посетителей со всеми вытекающими последствиями. Гугл, Яндекс и другие крупные компании последние несколько лет пересмотрели подход к формированию рейтинга сайтов, а главным критерием оценки площадки стала польза для аудитории.

Пример грамотной структуры сайта

Поисковики уделяют пристальное внимание к изучению структуры посещаемых площадок, формируя определенный шаблон. Пробиться в ТОП-10 без соответствия образцу практически нереально. Особенно среди коммерческих проектов. Составленный поисковыми роботами шаблон не является строгим, и может со временем видоизменяться. Ознакомиться с требованиями к построению ресурса можно на сайтах поисковиков, которые представлены в разделе справочников и сервисов для вебмастера.

Какие преимущества дает четкая структура:

  • улучшение позиций в выдаче;
  • ускорение индексации;
  • снижение вероятности пропуска страниц при индексации;
  • увеличение длительности нахождения на площадке;
  • возрастание конверсии и юзабилити;
  • увеличение числа постоянных посетителей;
  • общее повышение активности аудитории;
  • положительное влияние на имидж владельца площадки;
  • усиление лояльности пользователей.
Простейшая структура сайта небольшого интернет-магазина

Если посетитель быстро нашел ответы на интересующие вопросы, то это огромный плюс для продвижения ресурса.

Для вебмастера четкое структурирование упрощает отладку и обслуживание ресурса, сокращая траты времени, сил и действий на обрабатывание данных сайта, избавляя от таких распространенных ошибок как пустые страницы и дубли.

Виды структур сайта

Существует две разновидности структуры:

  • внешняя;
  • внутренняя.

В первом случае подразумевается общий вид, расположение блоков и функциональных элементов, а во втором – размещение страниц (URL) в каталоге площадки, представленное в виде плана, который называют картой сайта.

Специфика внешней структуры и правила ее построения

Внешнее оформление площадки играет важную роль в обеспечении высокой оценки юзабилити ресурса. В случае использования CMS, готовых платных или бесплатных шаблонов вопрос частично решаем, так как страницы уже имеют оформление. Достаточно доработать их под свои нужды, чтобы проект отвечал предъявленным требованиям.

Пример посадочной страницы сайта услуг

Основные элементы сайта и их назначение:

  1. Шапка – горизонтальное меню в верхней части экрана, оформленное с учетом особенностей тематики ресурса. Здесь указывают название, подзаголовки, а также размещают навигационную панель.
  2. Центральный блок – содержит основную смысловую нагрузку, выраженную в контенте. Это может быть текстовая информация, видео, изображения, карточки товаров. Центральный блок должен находиться на приметном месте – на первом, максимум – на втором экране при вертикальной прокрутке.
  3. Боковые сайдбары – выполняют различные функциональные задачи. Здесь располагают рекламу, навигационные элементы, подборку актуального материала на схожую тему. Сайдбары могут находиться слева, справа, с обеих сторон или вовсе отсутствовать, если в них нет необходимости.
  4. Футер – он же подвал. Это небольшое меню в нижней части страницы, которая предназначена для различной информации о владельце площадки, контактной информации, ссылок на полезные страницы, дополнительного навигационного меню при условии, что основной контент подразумевает много прокруток (лонгриды, большой список товаров).

Подобный вид имеют практически все сайты в Интернете, поэтому настоятельно не рекомендуется отклоняться от представленной модели. Пользователю будет сложнее найти информацию, а поисковые системы оценят ресурс как неудобный для аудитории, что означает негативные последствия.

Древовидная структура сайта

Внутренняя структура и ее особенности

Перепланировка устройства URL требует от разработчика пристального внимания к деталям. План разрабатывается на этапе создания ресурса. Для изменения структуры требуется комплексная переработка площадки, что может занять несколько недель. Если не получается самостоятельно продумать расположение, при котором получится гармонично распределить доступные ссылки, то можно привлечь к работе профессионала.

Что же касается типов организации материала, то можно выделить такие:

  • линейная;
  • блочная;
  • древовидная;
  • теговая;
  • линейная с ответвлениями.

Линейные структуры и блоки используются в небольших проектах – это простые типы. Подобный вид имеют блоги, сайты-визитки и презентации. Древовидная и теговая относятся к типу сложных, имея более двух вложений. Структурирование используется для организации работы интернет-магазинов, порталов, корпоративных сайтов, форумов и так далее. Наиболее популярный вариант – древовидное устройство, что позволяет выстроить четкий порядок со строгой иерархией – это оценят и аудитория, и поисковые роботы.

Использование глубокой древовидной структуры с четырьмя и более вложениями – это моветон. Целесообразность применения большой глубины есть у крупнейших торговых площадок, таких как Aliexpress и Amazon. Для большинства проектов оптимальным считается три уровня: «Категория/Подкатегория/Искомый материал».

Вопросы для определения портрета ЦА

Методы организации ссылочной структуры ресурса

Чтобы самостоятельно разработать удобное устройство сайта, необходимо обладать стратегическим мышлением, логикой и аналитическим складом ума. Ускорить и упростить процесс помогут сервисы и инструменты для вебмастеров, большинство из которых находятся в бесплатном доступе.

Определяем целевую аудиторию

Это важно не только с точки зрения построения ресурса, но и для его развития в целом. Нужно понять интересы и особенности целевой аудитории, ведь поведение групп может существенно отличаться. На этом этапе нужно определить, как подтолкнуть посетителей к выполнению запланированных действий. Без понимания потребностей и желаний пользователя невозможно создать удобное для него устройство площадки.

Сбор семантического ядра

Собранная информация поможет определить ориентировочное строение: количество категорий, подкатегорий, уровень вложенности и так далее. На этом этапе определяются ключевые звенья конструкции, что позволяет составить примерный план, рассчитать объем работ и сложность разработки.

Группирование

После сбора запросов нужно их грамотно рассортировать. Рекомендуется создавать иерархию на основе частотности ключевиков. Впоследствии страницы нужно оптимизировать под конкретный запрос, что улучшит позиции сайта в рейтинге и упростит продвижение.

Яндекс.Вордстат — сервис подбора ключевых слов

При этом нужно сочетать ориентацию на SEO с потребностями посетителей, чтобы семантика не шла вразрез с удобством для пользователя. В качестве примера можно привести такие страницы как «Доставка», «Способы оплаты» и другие. Аудитория должна иметь доступ к важной информации, независимо от частотности запросов. Будет нелогично, если эти страницы будут находиться глубоко во вложениях – обычно их выносят как отдельные пункты навигационного меню.

Еще один полезный метод – анализ площадок конкурентов и площадок со схожей направленностью. Это поможет найти решения в затруднительных ситуациях, заполнить пробелы, изучить особенности построения.

Таким образом, нужно использовать тройной подход:

  • особенности целевой аудитории;
  • аспекты SEO;
  • изучение структуры сайтов конкурентов.

Сочетание методов позволит разработать модель, которую хорошо воспримут поисковые системы и посетители. Не стоит забывать, что соответствие определенному шаблону является одним из важных факторов выхода в ТОП-10 поисковой выдачи. Это особенно полезно при открытии или перезапуске проекта.

Визуализация

После того как составлен текстовый план ресурса, рекомендуется создать его визуальную модель. Для этого создают схемы при помощи любого из удобных сервисов, чтобы наглядно оценить удобство составленного плана.

Разработка навигации

На предшествующих этапах часто обнаруживается чрезмерное углубление или ширина структуры. Частично решить проблему возможно при помощи создания удобной навигации. Доступ к важной информации можно оформить через сайдбары, выпадающее меню, представления карты сайта. Таким образом можно избавиться от лишних уровней углубления.

Типы внутренней структуры сайта

Реализация

После того как удалось разобраться с устройством ресурса, можно приступать к его реализации. Неопытные вебмастера нередко пропускают один или все предыдущие пункты, поэтому реализация и дальнейшее развитие проекта часто связаны с постоянными проблемами и тратой времени на их устранение.

На этом этапе подбираются решения для поставленных задач.

Тестирование

Перед запуском нужно проверить корректное оформление и функционирование разделов и элементов. Помимо самостоятельной проверки, рекомендуется прибегнуть к подключению сервисов проверки. Если речь идет о серьезном проекте с существенным бюджетом, то стоит воспользоваться услугами комплексного аудита сайта.

Общение с аудиторией – средство поиска ошибок в структуре сайта

Если ошибок в построении площадки нет, это не означает, что ресурс не нужно совершенствовать в будущем. Лучшим средством выявления проблем является общение с аудиторией. Это может быть выражено в опросах, прямом общении через мессенджер, комментарии, отзывы и форму обратной связи. Таким образом можно лучше понять желания пользователей, чтобы адаптировать сайт под их предпочтения. Довольный посетитель охотнее совершает целевые действия.

Фильтры и теги как средства упрощения структуры

Это эффективные механизмы для решения проблем, связанных с разработкой структуры проектов с большим объемом контента.

Xmind – полезный конструктор визуальных схем

Какие задачи решают фильтрация и теги:

  • ускорение поиска;
  • дополнительные возможности для продвижения;
  • повышение юзабилити;
  • улучшение конверсии;
  • возрастание удовлетворенности пользователя и оценки поведенческого фактора.

С помощью этих механизмов сортировки возможно улучшить функционирование ресурса. Если взять для примера блог, то с помощью фильтра посетитель может выбрать период времени выпуска постов, а с помощью тегов найти публикации с интересующей тематикой. Внедрение фильтра поиска и тегов в интернет-магазин помогает потенциальному клиенту быстро найти интересующий товар, отсеивая неподходящие предложения.

Полезные сервисы для разработки структуры

Для самостоятельной разработки и оценки эффективности строения площадки пригодятся следующие инструменты:

  1. Справочники от Гугл и Яндекс – информация о требованиях к площадкам.
  2. Яндекс Вордстат и планировщик ключевых фраз от Гугл – сбор семантики.
  3. Сервисы Semrush и Serpstat – анализ площадок конкурентов.
  4. Excel от Microsoft – для разработки структуры в формате таблицы. Доступен аналог в Гугл документах.
  5. Draw.io – применяется для создания визуальных схем. Аналоги – Xmind и более функциональный, но платный Mindmeister.
  6. Яндекс.Метрика, Google Analytics – инструменты комплексного анализа.
  7. Яндекс.Вебвизор – доступен в меню Яндекс.Метрики. Средство для отслеживания действия посетителей на сайте благодаря созданию записи.

Все это поможет создать и развивать проект с максимальной эффективностью.

Иерархия страниц

Подведем итоги

Продуманная структура – ключ к совершенствованию и развитию проекта. Грамотное составление плана обеспечивает удобство площадки для изучения поисковых роботов и серфинга посетителей. Целесообразно заложить основу структуры на этапе разработки – это убережет от проблем с последующей перестройкой сайта, появления дублирующих страниц и ошибок SEO.

При наличии свободного времени, желания и аналитического склада ума выполнить подготовку возможно самостоятельно – в противном случае к процессу рекомендуется привлечь специалиста.

Без рубрики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *