Товары, бывшие в употреблении, реально продать на маркетплейсе, не получив при этом никаких санкций со стороны площадки. Однако для этого потребуется соблюсти перечень условий и, возможно, пойти на некоторые хитрости. Здесь есть много подводных камней. Если их не учесть, то продажа б/у товаров не принесет желаемой прибыли, мало того, вы рискуете выйти в минус и/или получить санкции от маркетплейса.
Далее рассмотрим, как лучше организовать продажу товаров бывших в употреблении, какого качества должен быть реализуемый товар, какую ответственность продавец будет нести перед покупателем и маркетплейсом в разных ситуациях.
Ситуация с б/у товара на маркетплейсах
Официально, большинство маркетплейсов запрещают размещать позиции, бывшие в употреблении. Подобная возможность есть только на Алиэкспресс, но и то с выполнением определенных требований в отношении качества продукции и поддержки покупателей. Из-за подобных ограничений продавать в открытую товар бывший в употреблении не получится.
Однако, крупные российские маркетплейсы позволяют реализовывать уцененные товары. Формально, уцененный не значит бывший в употреблении, но никто не запретит вам продавать б/у, если вы будете соблюдать правила платформы.
Разница между бывшим в употреблении и уцененным товарами
Бывший в употреблении означает, что данным товаром какое-то время уже пользовались. В ходе эксплуатации на нем могли появиться дефекты, влияющие на работоспособность, а гарантия оказаться аннулирована. Если это ваш случай, то реализовать подобную продукцию не получится ни на одном маркетплейсе – ее не допустят к продаже. А если и допустят, то первая жалоба со стороны пользователей приведет к блокировке всех ваших позиций с требованием вернуть деньги “пострадавшим”.
Если перед вами стоит задача реализовать б/у товар, за качество которого вы не можете ручаться или качество которого заведомо очень плохое, то маркетплейсы лучше не рассматривать вообще в качестве варианта. Лучше всего попробовать реализовать их через доски объявлений, вроде Авито и подобных. Да, торговать на них сложнее, они не очень удобные, на них высокая конкуренция, но вы не будете нарушать никаких правил, пытаясь продать б/у товар, в качестве которого не уверены.
Маркетплейсы не хотят связываться с бывшими в употреблении товарами, так как есть высокие репутационные риски. Не каждый потенциальный клиент готов покупать подержанную технику, одежду и так далее. Те, что готовы не всегда в полной мере осознают потенциальные риски, поэтому при любых неполадках жалуются в тех поддержку маркетплейса, а так как она не может ничем помочь, то дальше идут жалобы на то, что платформа не заботится о своих клиентах.
Уцененный товар необязательно должен быть ранее в употреблении. Обычно под ним понимается вариант с небольшими дефектами, не влияющими на работоспособность и характеристики товара. К таковым неполадкам можно отнести: повреждение упаковки, небольшие повреждения корпуса. Также в категорию уцененных товаров часто попадают позиции, которые выступали в качестве витринного образца и/или долгое время не могли быть реализованы.
Продавать б/у товар под видом уцененного на маркетплейсах можно при выполнении следующих пунктов:
- Гарантийное обслуживание сохранено. Его предоставляет либо производитель, либо вы как продавец.
- Вы можете подтвердить качество товара и быть уверены в том, что оно примерно одинаковое. Не должно быть так, что у одной единицы только немного помята упаковка, а у другой смят весь корпус.
- Покупатели заранее предупреждены о возможных рисках, то есть у товара должна быть не просто пометка, что он уценен, но и написано из-за чего.
Как продавать товары бывшие в употреблении на маркетплейсах
Продавать их получится только под видом уцененных и только в том случае, если вы уверены в качестве реализуемой продукции и можете при этом предоставить хотя бы минимальные гарантии.
Рассмотрим все основные особенности.
Реализация гарантий
Самый сложный в плане выполнения этап. Одно дело, когда у б/у товара еще сохранилась гарантия от производителя и другое, когда этой гарантии уже нет или она не может быть исполнена в полной мере. Тогда ее должны предоставить непосредственно вы. Она может выражаться в следующем:
- Готовность вернуть деньги или провести замену товара на аналогичный. Вообще к этому обязывает маркетплейс всех продавцов. Если поступит хоть какая-нибудь жалоба от покупателя, то вы должны вернуть деньги за товар. Правда, рекомендуется предварительно уточнить, в чем возникла проблема. Иногда маркетплейс встает на защиту продавца, а не покупателя.
- Договор с сервисным центром на ремонт. Этот пункт применим не ко всем категориям товаров. Вы можете заключить договор с сервисным центром на ремонт определенных поломок за ваш счет. В таком случае покупатель получает гарантию от продавца, а не от производителя.
Если у вас действительно товар приемлемого качества, то вы не уйдете в минус на выполнении своих гарантийных обязательств. Все расходы на оплату работы сервисного центра и возврат денег за неисправный товар должны отбиться маржей за реализованный товар.
Контроль качества
Чтобы продать б/у под видом уцененного товара, нужно соблюсти определенные требования к качеству. В противном случае вы разоритесь на выполнении гарантийных обязательств, да и администрация маркетплейса вполне может приостановить вашу деятельность на площадке.
Категорически нельзя допускать к продаже:
- Товары с серьезными повреждениями корпуса. Это касается не только одежды, но и, например, техники – смартфон может отлично функционировать, но если у него весь корпус в царапинах и трещинах, то такой товар лучше не пытаться реализовать на маркетплейсе.
- Есть повреждения, влияющие на работоспособность. Если товар не может в полной мере выполнять задачи, для которых он предназначен, то администрация маркетплейса снимет его с продажи. Даже если этого не произойдёт, то будет большое количество возвратов по гарантии, а отказать вы не имеете права.
- Морально устаревшие товары тоже будет очень проблематично продать. Если вы задумали реализовать партию кнопочных телефонов, которые не выпускаются и никак не поддерживаются производителем уже лет 10, то маркетплейс их просто не пропустит.
Правила оформления карточки
Для уцененных товаров действуют практически такие же правила по оформлению карточки, что и для всех остальных позиций. К дополнительным требованиям относятся:
- Обязательно указать, что товар уценён. Вы не сможете продавать б/у под видом нормального товара. Если это обнаружится, то получите немедленную заморозку аккаунта.
- Обязательно указать причину уценки, например, повреждение упаковки, незначительные дефекты корпуса и так далее.
Если у вас есть как новые, так и уцененные модели одного и того же товара, то их можно реализовывать в одной карточке. В этом случае потребуется просто сделать возможность выбора: уценка или новый. Это делается в редакторе карточки.
Перед размещением обязательно убедитесь, что вы корректно указали причины уценки. Если вдруг что-то пропустили или допустили неточность, то столкнетесь с такими последствиями:
- Жалобами пользователей. Они способны сильно испортить рейтинг карточки, следовательно, серьезно усложнят продажи.
- Приостановка продаж. Жалобы обязательно дойдут до администрации и, если их будет много, то продажи принудительно приостановят.
- Репутация продавца испортится. Это значит, что и другие ваши товары начнут хуже продаваться – маркетплейсы стараются не размещать на первых страницах выдачи позиции от продавцов с плохой репутацией.
- Полная блокировка аккаунта продавца. Размещение недостоверных данных о товаре – это серьезное нарушение правил любого маркетплейса, за которое может последовать отключение профиля продавца от инструментов платформы.
Естественно, цена на уцененный товар должна быть ниже. Четких правил, насколько ниже ее ставить, нет. В среднем, б/у стоит на 15-30% ниже новых товаров.
Продвижение уцененных товаров
Оно происходит примерно по той же схеме, что и обычных товаров – вы можете заказывать рекламу на маркетплейсе и сторонних платформах. Правда, в карточках с уцененными товарами лучше добавить возможность выбрать новый. Дело в том, что если в карточке мало отзывов и нет сформированного рейтинга, то реализовать товар, бывший в употреблении, будет значительно сложнее. Наличие возможности выбрать новый товар решит проблему с недоверием.
Примечательно, что на маркетплейсах нет разделения отзывов и оценок на уцененный и на новый товар. Если вы продаете в одной карточки новые и б/у позиции, то оценки и отзывы по ним суммируются. В отзывах, например, не ставится пометка о том, что покупатель выбрал уцененную модель. Если он сам не захочет об этом сказать в тексте отзыва, то будет не понятно, покупался новый или уцененный товар.
Стоит ли продавать б/у товары на маркетплейсах
Маркетплейсы официально не разрешают продажу товаров, бывших в потреблении. Однако их можно продавать по уценки, если у них приемлемое качество и есть хоть какая-то гарантия. Вопрос в целесообразности таких действий, так как любое нарушение может привести к потерям средств и получению санкций от маркетплейса.
Целесообразно продавать только те товары, бывшие в употреблении, в качестве которых вы точно уверены.
Готовы ли люди покупать уцененные товары
Да, на эту категорию товаров большой спрос, но только при соблюдении таких условий:
- скидка составляет более 20%;
- уценён изначально дорогой товар, например, компьютер за 100 000 рублей;
- гарантийное обслуживание сохраняется.
Примечательно, что около 50% россиян либо покупают уцененные товары время от времени, либо напротив купить, если встретят выгодное предложение. На отношение к покупке б/у доход оказывает не такое сильное влияние. Бедные семьи с доходом менее 10 000 рублей на человека предпочитают только уцененные товары. Однако семьи со средним доходом и доходом более 100 000 рублей на человека примерно одинаково относятся к покупке предметов, бывших в употреблении – они готовы их купить, если цена соответствует качеству.
Какие категории лучше продавать по уценке
Лучше всего продаются такие товары, которые ранее были в употреблении:
- Бумажные книги. Ценители книг не всегда готовы платить двойную или тройную цену за новый экземпляр в красивой обложке. К тому же, требования со стороны покупателей тоже низкие – главное, чтобы все страницы были на месте, а текст читался без проблем.
- Электроника. Дорогие смартфоны, компьютеры и комплектующие тоже популярны на вторичном рынке, но покупатели требуют гарантию качества и работоспособности.
- Продукты. Здесь речь идет про позиции, у которых скоро должен закончится срок годности. На маркетплейсах продаются только пищевые товары длительного хранения, но если срок хранения подходит к концу, то их сбывают по уценке.
- Детская одежда. Ребенку до определенного возраста без разницы, была ли одежда на нем ранее в употреблении. Родители же требуют только того, чтобы не было видимых дефектов.
- Игрушки. Детские игрушки тоже хорошо продаются, если они ранее были в употреблении, при этом требования к их качеству невысокие.
Где реализовывать б/у товары кроме маркетплейсов
На маркетплейсах официально можно продавать только уцененные товары, к качеству которых предъявляются строгие требования. Если же вы торгуете большим количеством б/у позиций, то очень сложно уследить за качеством отдельных единиц, а это риски получения санкций со стороны маркетплейсов.
В качестве альтернативы можно рассмотреть:
- Доски объявлений по типу Авито. Здесь нет удобных инструментов продвижения товара, а конкуренция очень высокая, но при этом к товару и продавцу не предъявляется почти никаких требований.
- Собственный интернет-магазин. Здесь вы сами устанавливаете правила, но зато вам придется вложить много времени и денег в создание, настройку и продвижение магазина.
Заключение
Торговать товарами, бывшими в употреблении, на маркетплейсах можно, но делать это нужно осторожно и под видом уцененных позиций. Важно следить за качеством каждой единицы продукции, быстро обрабатывать претензии клиентов, предоставить гарантию возврата или ремонта. Спрос на уцененные товары есть и достаточно приличный, поэтому заработать на них можно. Главное, корректно встроить продажу б/у позиций в бизнес-модель магазина.