Экотовары в последние годы вышли на пик популярности. В Европе тренд на экологичную продукцию наблюдался давно, а в России внимание ко всему натуральному повысилось относительно недавно.
В новой статье расскажем о том, как открыть онлайн-магазин экологичных товаров. Разберёмся, насколько перспективна ниша, выясним особенности целевой аудитории и поговорим о нюансах создания сайта.
Перспективность ниши
Мода на натуральные продукты и изделия из экологичных материалов в России зародилась около 7-8 лет назад, но только в последние 2-3 года она приобрела масштабный характер. Многие жители страны выбирают правильное питание и поддерживают высокий спрос на продукты без ГМО, бумажные пакеты и другую экопродукцию.
В крупных городах России экологически чистые продукты давно в моде, а торговые сети закрывают все потребности клиентов. В глубинке ситуация более сложная: люди постепенно переходят на правильное питание, покупают тканевые сумки и учатся разделять мусор.
Например, в Ижевске около 30 магазинов с органическими и веганскими продуктами. К ним также относятся магазины с экологически чистой косметикой. В большинстве случаев владельцы таких предприятий с удовольствием рассказывают о здоровом образе жизни, преимуществах правильного питания и заботы о природе.
Многие предприниматели заметили, что рынок экотоваров кратно растёт в разных странах, в том числе и в России. Даже сейчас зайти в нишу вполне реально. Причём для старта даже не надо тратить несколько миллионов рублей. Конечно, если не собираетесь арендовать крупное помещение в дорогом ТРЦ Москвы или Санкт-Петербурга.
По данным опроса компании Procter & Gamble, 69% респондентов готовы платить за больше за экотовары. Опрос провели в 2019 году, но данные из него актуальны и в 2021 году, потому что спрос на продукцию за эти годы только увеличился.
Выжимка из исследования:
- 80% россиян согласны с тем, что экотовары стоят дороже обычных;
- 55% опрошенных интересуются технологией производства перед покупкой товаров;
- 54% считают экологичными товары, сделанными из натуральных ингредиентов;
- 62% жителей страны считают продукты с маркировкой «Эко» безопасными для здоровья.
Исследование Procter & Gamble также показывает, что около половины респондентов не понимают, по каким критериям отличать экологичные продукты от вредных. Это реальная проблема, которую в последние годы начали активно решать некоммерческие организации и объединения экоактивистов.
В 2021 году далеко не все люди, которые посещают супермаркеты и обычные магазины, выбирают экологически чистую продукцию. Даже в вопросе выбора пакетов многие до сих пор склоняются к стандартным полиэтиленовым вариантам. Мода на тканевые авоськи пока ещё не распространились до такой степени, чтобы все массово отказались от пакетов, которые предлагают в магазинах.
Стоит отметить, что крупный бизнес старается активно подключиться к тренду на экологичность. Многие компании тратят миллионы, чтобы перестроить производство и сократить объем выбросов в окружающую среду.
Многие корпорации делают бизнес на продуктах, которые могут полностью изменить индустрию. Например, сейчас очень популярны электрические автомобили, которые в теории могут оставить нефтекомпании без огромных доходов. Пока ещё не все владельцы бензиновых автомобилей могут перейти на электро, но популярность экологичных машин постоянно растёт.
Скорее всего, в ближайшие 5-10 лет проблема с информированием об экологически чистых изделиях и натуральных продуктах, исчезнет. Общественные организации и активисты делают всё, чтобы познакомить как можно больше людей с трендом на экологичность.
Портрет целевой аудитории
Понимание особенностей и потребностей целевой аудитории — ключ к успешному бизнесу в любой нише. Если всерьёз хотите запустить интернет-магазин экотоваров, без анализа целевой аудитории обойтись не получится. От этого напрямую зависит успех будущего проекта.
Если вернуться к данным опроса Procter & Gamble, то можно увидеть, что самый высокий интерес к экологическим стандартам производителей наблюдается у людей старшего возраста: 51-65 лет. Именно они являются ядром целевой аудитории.
В то же время, целевая аудитория очень быстро «молодеет». Сегодня можно с уверенностью сказать, что экологически чистые товары готовы покупать и люди в возрасте 18-30 лет. Многие отказались от животных жиров, быстро усваиваемых углеводов и других вредных веществ в пользу правильного питания.
Полки физических и виртуальных супермаркетов постепенно наполняются новыми товарами, а вместе с увеличением ассортимента растёт и спрос на разные группы товаров. Предпринимателям надо лишь прорекламировать свою лавку или онлайн-магазин, чтобы получить постоянных клиентов.
Одна из главных особенностей бизнеса на экотоварах — зависимость от сарафанного радио. Классический маркетинг тоже работает, но многие клиенты приходят по рекомендациям друзей, знакомых или родственников. Поэтому на первых этапах развития можно обойтись вообще без рекламы.
Многие владельцы лавок с натуральными продуктами говорят о том, что классический SMM слабо работает и больше всего продаж приносит сарафанное радио. В e-commerce влияние «сарафанки» более слабое, чем в офлайне, но при желании инструмент можно задействовать по максимуму.
Ассортимент товаров
Проблем с ассортиментом не должно возникнуть, потому что на рынке много конкурентов и крупных поставщиков, которые могут закрыть потребности в товарах любого объема. Если не можете определиться с ключевыми категориями, на помощь придёт «партизанский маркетинг».
Походите по точкам конкурентов и посмотрите, что они продают. Можно спросить о самых популярных товарах и задать вопросы, которые помогут составить стратегию развития своего проекта.
В России много интернет-магазинов экологически чистых товаров и продуктов для правильного питания. Анализ их ассортимента позволит определить ключевые направления для закупки продукции под свою торговую площадку.
Спросом пользуются:
- пакеты из быстро разлагаемых материалов;
- изделия, созданные в концепции Zero Waste;
- косметика из натуральных ингредиентов;
- кондитерские изделия без использования вредных продуктов;
- витамины и добавки;
- свежие фрукты и овощи.
Если собираетесь охватить разные сегменты целевой аудитории, можно продавать готовые наборы для офисных работников. На этом тоже можно построить бизнес, если совместить e-commerce и приготовление еды. На рынке питания большая конкуренция, но далеко не все сервисы предлагают наборы, которые удовлетворяют принципам правильного питания.
Прежде чем выбирать товары для своей торговой площадки, необходимо разобраться в том, какую продукцию можно назвать экологически чистой. Без теоретических знаний не получится добиться успеха на практике. Сотрудники интернет-магазина тоже должны ориентироваться в вопросах правильного питания, чтобы подобрать оптимальные товары для целевой аудитории.
Отдельное внимание в ассортименте площадки стоит уделить:
- печеньям, батончикам и другим продуктам для перекуса;
- сиропам без сахара;
- продукции из кокоса;
- муке и хлебобулочным изделиям;
- натуральному маслу;
- средствам гигиены.
Закупать товары можно у китайских поставщиков, российских производителей. Некоторые предприниматели инвестируют в собственные производства, но этот вариант подходит только если есть достаточно финансов или инвесторы, которые готовы вложить деньги.
В вопросах закупки натуральных продуктов необходимо руководствоваться четкими принципами, которые не противоречат взглядам клиентов. Например, если речь идёт о продаже косметики, она не должна тестироваться на животных. А упаковка должна быть сделана из картона или других видов бумаги.
Разработка дизайна сайта
Если ассортимент интернет-магазина будет достаточно широким, а цены в целом ниже, чем у конкурентов, клиенты будут оформлять заказы даже если оформить дизайн в красно-оранжевых тонах. Но если хотите получить высокую конверсию, лучше адаптировать дизайн под особенности ниши.
При первом посещении площадки у клиентов должны возникать ассоциации с природой, натуральностью, здоровьем, долголетием. Традиционно для таких ниш используются зелёные тона разных оттенков. Они настраивают на правильный лад и передают соответствующие посылы.
Идеальный пример дизайна сайта экотоваров можно увидеть у площадки «ECO Дары». Обратите внимание, что за основу взято сочетание чёрного и зелёного цветов. Чрезмерной зелени на сайте нет, но концепция натуральности отлично прослеживается в элементах дизайна.
В карточках товара ярких зелёных тонов тоже нет, внимание уделяется важной информации, например, характеристикам продуктов. Страницы спроектированы так, что от просмотра карточки до заказа проходит всего несколько минут.
Предпринимателям, которые хотят открыть интернет-магазин экотоваров, можно использовать подход проекта «Эко Дары» или выбрать дизайн с упором на зелёный цвет. Хотя большинство конкурентов используют зелёный для расстановки акцентов, а не как лидирующий цвет.
Технические особенности интернет-магазина
Для онлайн-магазина экотоваров понадобятся стандартные инструменты, которые позволят клиентам выбирать товары, оформлять заказы, взаимодействовать с менеджерами площадки и решать другие задачи.
Одна из главных особенностей торговой площадки в данной нише — модель продаж с привязкой к весу. Например, некоторые интернет-магазины предлагают купить 100 грамм арахиса или 0,5 литра мёда. Если на сайте будет доступна такая возможность, понадобятся модули расчёта стоимости с привязкой к весу или объему товаров.
В популярных CMS есть готовые модули для расчёта стоимости товара на основе выбранного веса или объема, но не все могут закрыть 100% задач конкретного интернет-магазина. Скорее всего, понадобятся доработки, которые повлекут дополнительные расходы.
Личный кабинет в случае с онлайн-магазином экотоваров делать необязательно, но желательно, чтобы он был. Когда площадка обзаведётся постоянными клиентами, он станет отличным инструментом вовлечения. В личном кабинете можно отслеживать статус заказов, сохранять товары в подборки, взаимодействовать с менеджерами, просматривать историю начисления бонусных баллов и решать другие задачи.
Работа интернет-магазина экотоваров строится на быстром заказе и удобных инструментах выбора. Особое внимание стоит уделить формированию подборок и комплектов продуктов, которые можно продавать партиями. Клиенты часто готовы купить несколько сопутствующих товаров, если они будут соответствовать их требованиям.
Пользователи любят акционные предложения и промокоды, поэтому этим двум направлениям стоит посвятить значительную часть маркетинговой стратегии. Акции лучше вынести в отдельный раздел и предоставить пользователям возможность подписаться на уведомления по почте и в мессенджерах.
Платежи и логистика
В 2021 году клиенты онлайн-магазинов не готовы ждать неделями доставку своих заказов. Крупные ритейлеры приучили их к тому, что посылки доставляются в среднем за несколько дней и поменять эту привычку сложно. Исключение из правил можно сделать разве что для эксклюзивных продуктов, которые сложно достать в России.
Что касается способов оплаты, то здесь всё стандартно. Чем больше вариантов, тем выше будет конверсия в покупку. Многие клиенты выберут наложенный платёж, потому что хотят убедиться в высоком качестве товаров, которые они получат после доставки посылки.
Онлайн-оплата тоже нужна, потому что часть клиентов отказывается от наличных средств в пользу безналичных способов оплаты. Электронные кошельки и банковские карты используются как платёжные средства в разных нишах.
По данным последних исследований, пользователи отказываются от наложенных платежей в пользу онлайн-оплаты. Это связано и с тем, что ритейлеры часто предоставляют бонусы при оплате наперёд. И ещё в некоторых интернет-магазинах заказы отправляют только по предоплате.
Люди, которые выбирают экотовары и тратят деньги на их покупку, заинтересованы в том, чтобы посылки доставляли как можно быстрее. Многие из этих продуктов могут долго не терять полезные свойства, но лучше чтобы доставка в любой уголок России занимала не более 3-4 дней.
Обязательно предложите клиентам бонусную программу и мотивируйте их оставлять отзывы на сайте и в социальных сетях. Этот способ повышения конверсии входит в число самых бюджетных.
Эффективность работы интернет-магазина экотоваров зависит от подхода владельца к разработке стратегии продвижения. Первое время необходимо ориентироваться на сарафанное радио, так как реклама в этой нише работает только при использовании нестандартных подходов.
Может показаться, что в нише минимальная конкуренция, но это не так. Она была слабой около 5 лет назад, а сейчас у многих клиентов есть любимые площадки, которые они используют на постоянной основе. Поэтому необходимо сделать всё, чтобы сервис был не хуже, чем у лидеров рынка.
Используйте наши советы, чтобы быстро запустить торговую площадку и сократить срок окупаемости проекта. Если сможете закрепиться в нише, то количество постоянных клиентов будет увеличиваться. А работа с аудиторией поможет снизить зависимость от рекламных каналов.