В большинстве случаев торговля на маркетплейсах подразумевает закупку больших партий товара у стороннего производителя по оптовой цене, а затем продажу с наценкой. Необходимости в собственном производстве в таком случае нет – все что нужно поставит третье лицо. Но может окажется выгоднее и проще самостоятельно делать товары на продажу. Организация собственного производства требует более сложных цепочек, но часто вложения времени и средств могут окупить в долгосрочной перспективе.
Дальше узнаем, когда стоит задумываться над собственным производством товаров, какие мифы и подводные камни его сопровождают.
Плюсы и минусы запуска собственного производства товаров
В сознании простого продавца запуск собственного производства неизбежно сопряжен с высокими затратами, юридическими сложностями, большими затратами по времени на организационные процессы. Однако это не всегда сложно, а иногда трудности себя окупают в долгосрочной перспективе.
Для начала рассмотрим все плюсы такой стратегии продаж на маркетплейсах:
- Вам проще выделиться на фоне конкурентов. А это уже серьезное конкурентное преимущество. Дело в том, что у всех продавцов примерно одинаковые поставщики, дающие типовую продукцию. У вас же есть возможность запустить в продажу продукт, который будет отличаться от того, чем торгуют конкуренты. Пускай даже это отличие будет только визуальным, у вас получится привлечь к себе дополнительное внимание. Плюс, вы можете дополнить свой продукт каким-то сервисом или особенностью, которых нет у других продавцов.
- У вас появляется больше контроля. Имея собственное производство вы уже являетесь не просто продавцом, но компанией полного цикла. Это значит, что вы можете полностью контролировать свою продукцию и бизнес-процессы. Вы меньше зависите от поставщиков и прочих аутсорс-компаний.
- За качество продукта отвечаете вы. Это значит, что брак с производства можно сразу же отсечь, а также принять меры для уменьшения его количества. Таким образом процент отказов со стороны покупателей тоже уменьшится, что улучшит позиции ваших карточек товара в выдаче маркетплейсов.
- Вы получаете готовое УТП. Маркировки типа “Сделано в России”, “Собственное производство” помогают выделиться на фоне остальных продавцов, но и повышают доверие к вашей продукции. Также собственное производство позволяет придумать еще собственные уникальные фишки, чего не могут сделать большинство продавцов.
- Безграничные возможности масштабирования. Вы не ограничены требованиями поставщика и можете увеличивать собственное производство, запускать новые линейки и так далее. Продавцам, закупающимся у третьих лиц после определенного рубежа очень сложно масштабироваться, так как приходится задействовать много сторонних поставщиков, которых сложно контролировать.
- Есть возможность продавать продукцию оптом. Вы произвели слишком много товара и не можете его быстро распродать в розницу? Тогда продайте оптом другим интернет-магазинам. Да, вы потеряете часть прибыли, но не уйдете в минус. В случае, если у вас будут излишки, купленные у поставщика, то избавиться от них не в минус себе будет очень сложно.
- Самодостаточный бизнес имеет большую цену и более высокую капитализацию. Так, вам будет его проще продать в случае необходимости.
- Проще получить инвестиции. Для их получения вам нужно продемонстрировать рабочий бизнес-план, который обязательно окупит вложения. Потенциальные инвесторы завалены стандартными бизнес-планами из разряда “купи-продай”, поэтому вариант с налаживанием собственного производства может их заинтересовать.
- Можно рассчитывать на государственную поддержку. Правда, это актуально только для некоторых категорий: социально значимых товаров, детской продукции. Поддержка выражается в грантах и льготных кредитах.
- У вас больше возможностей для контроля собственной ценовой политики.
Преимущества весьма серьезные, но есть не менее серьезные недостатки, особенно для начинающего бизнеса:
- Низкая гибкость. Продавец, работающий по стандартной схеме “купил подешевле, продал подороже” может похвастаться большей гибкостью. Стали хуже покупать товар? Селлер распродает остатки и переходит на другой товар. Тем же, кто занимается собственным производством нужно заново выстраивать все процессы, перенастраивать или вообще менять оборудование, покупать другие материалы, переобучать персонал и так далее.
- Требуется больше первоначальных вложений. Закупить первую партию товара можно и за 10 тысяч рублей, но вот за такую сумму производство никак не развернуть. Даже если вы производите какие-нибудь безделушки. Нужно найти помещение, закупить оборудование, материалы, нанять персонал, обучить его. А для этого требуется очень внушительный первоначальный капитал.
- Нужно работать с персоналом. У вас теперь есть производство, но на нем должен кто-то работать, а еще кто-то должен контролировать качество продукции, поставки материалов, решать проблемы с клиентами и поставщиками. В одиночку справиться никак не получится, придется набирать персонал, причем с разными специальностями.
- Больше ответственности. Покупая и перепродавая продукт ответственность у вас чисто номинальная. Максимум вас оштрафуют или попросят вернуть деньги. В случае с собственным производством, вам нужно следить за техникой безопасности, быть уверенным, что ваш товар никого не убьет, не нарушать никаких законов трудового кодекса, авторского права и так далее. Причем наказания за нарушения сильно серьезнее, чем штраф.
Итог: запуск собственного производства это сложный со всех точек зрения процесс, требующий хорошего начального капитала, умения работать с персоналом и хороших юридических знаний. Тем не менее, все сложности с лихвой окупаются серьезными преимуществами.
Запуск собственного производства: выгодно не выгодно
Мы разобрались с плюсами и минусами такой бизнес-стратегии. Однако существует несколько популярных тезисов о собственном производстве. Некоторые из них правдивы лишь отчасти, а другие важно учитывать, создавая собственную бизнес-стратегию.
Собственное производство – это очень дорого
То, что дорого – правда. То, что очень – не совсем. Да, с минимальным капиталом запустить процесс вряд ли получится. Скорее всего, придется привлекать сторонние инвестиции, брать кредиты. Вам нужно взять в аренду или купить помещение для работы, закупить оборудование, материалы, нанять персонал, обучить его. Несколькими сотнями тысяч рублей здесь явно не обойтись. Тем не менее, часть расходов можно сократить. Например, купить б/у-оборудование, закупить материал большой партией, договориться о снижении аренды и так далее.
Еще расходы сильно будут зависеть от того, что собираетесь производить. Если недорогую одежду, то они будут одни, а если собственную электроники, то абсолютно другими.
Собственное производство – работа себе в убыток
А вот это уже неправда. Если все сделать правильно, то работать будете в плюс, причем даже в больший, чем обычные продавцы. Проблема только в том, что:
- требуются большие вложения на первом этапе;
- они долго окупаются.
Чтобы быстрее выйти на окупаемость и не торговать себе в убыток, нужно детально проанализировать свой продукт, нишу и аудиторию, составить подробный бизнес-план. Также не нужно быть слишком скупым на начальные вложения. Они очень сильно влияют на дальнейшую динамику развития бизнеса.
Рынок уже поделен между крупными производителями
Это справедливо лишь отчасти и лишь для некоторых категорий товаров, например, мебели, электроники, медикаментов и подобных. В сфере “ширпотреба” каких-либо монополистов или видных игроков не наблюдается – весь рынок сформирован исключительно из малых и средних предприятий. А выдержать конкуренцию с ними вам наверняка будет под силам.
Для запуска производства нужно пройти “бюрократический ад”
Ну, не совсем. Зависит от категории производимых товаров. Если это медицинские, детские, товары, которые потенциально могут принести вред, то да, вам придется помучиться с сертификацией и доказательствами безопасности. Для остальных категорий требуется лишь формальный сертификат, который очень легко получить и для этого необязательно даже нанимать юриста.
Как запустить продажу товаров собственного производства на маркетплейсах
С основными нюансами запуска собственного производства разобрались, теперь посмотрим, как его запускают. Для удобства весь процесс разбит на этапы.
Этап 1: Выбор ниши и товара/товаров
В первую очередь определитесь, что будете продавать, в какой нише работать. Не нужно пытаться сразу начать производить несколько сотен позиций. Для начала остановитесь на нескольких ходовых позициях. Правда, смотрите, чтобы они не были слишком заезженными. Если дело пойдет, то задумывайтесь над расширением ассортимента, но до тех пор ограничьте его буквально 5-10 самыми ходовыми позициями.
Предупреждение. Если вы только начинаете, то не беритесь за слишком конкурентные и/или “сложные” сферы. К ним относятся: медицинские, детские товары, электроника, мебель, одежда уровня “масс-маркет”.
Этап 2: Анализ целевой аудитории
Даже в самых заезженных нишах можно найти много заинтересованной аудитории. Составьте портрет вашего потенциального клиента, проанализируйте его основные боли, посмотрите, закрывают ли их товары, представленные на маркетплейсах сейчас. Если закроют, то насколько качественно? Можете ли вы что-то предложить, что выгодно выделило бы именно вас? На этом этапе важно сформировать несколько предложений, которые смогут выделить ваш товар и при этом закрыть часть или все потребности вашей целевой аудитории. Но для этого потребуется глубокий анализ как ЦА, так и предложений от конкурентов.
Этап 3: Тестовый запуск
Важно! На этом этапе вы еще не организуете собственное производство, а заказываете выпуск пробной партии у посредников или какой-то максимально похожий продукт на тот, что будете продавать. Найти стороннего производителя, в целом несложно. От вас потребуется предоставить лишь техническую информацию по продукту, чтобы он выпустил пробную партию. Подрядчика можно найти и за рубежом, правда, придется в таком случае продумать логистику.
После того, как вы получите первую партию, то попытайтесь реализовать ее на маркетплейсе. Посмотрите, как быстро вы смогли ее продать, с каким сложностями столкнулись, смогли выйти в плюс, какие рекламные приемы использовали. Только получив ответы на эти вопросы можно всерьез планировать организацию собственного производства. Имея все необходимые данные, будет проще рассчитать расходы, примерные сроки окупаемости, да и вообще понять, имеет ли смысл ввязываться в авантюру с собственным производством.
Этап 4: Составить бизнес-план
Собрав всю необходимую информацию теперь распланируйте расходы на запуск, на поддержку бизнеса, примерные сроки окупаемости, насколько будет выгоден бизнес в будущем. Также на этом этапе проанализируйте стоимость аренды или покупки рабочих помещений, примерный расход на зарплаты, стоимость оборудования и материалов, время на поиски персонала и обустройства рабочего места. Сделав подробные расчеты, вы также получите представление о примерной цене единицы товара.
Этап 5: Организация рабочего места
В этот этап входят: аренда (реже покупка) помещения и покупка оборудования. Желательно найти технического специалиста, который подскажет, как все правильнее организовать именно для вашего производства: требования к помещению, расположению, оборудованию, технической безопасности. Нанимать такого человека на постоянку не нужно. Хватит простых консультаций, правда, очень желательно, чтобы он был с вами на объектах, помогал выбирать оборудование.
К помещению стандартные требования такие: оно должно быть достаточно просторным, с подключенными коммуникациями (свет, отопление, водопровод, канализация), удобной логистикой – до него не должно быть трудно добираться. Дополнительные требования уточняйте у технического эксперта в вашей сфере.
К оборудованию требований немного. Можно покупать модели, бывшие в употреблении, но при этом смотрите, чтобы они были работоспособными. Однако не стоит покупать оборудование, предназначенное для использования в домашних условиях или для выполнения других задач. Про дополнительные требования так же спрашивайте у своего технического консультанта.
Этап 6: Наем персонала
Иерархия предприятия выглядит таким образом (на ее основе происходит подбор специалистов):
- Руководители: начальник, технолог, экономист, бухгалтер, менеджер. Они отвечают за выстраивание процессов, реализацию продукции, контакт с клиентами и государством.
- Инженерно-технические работники. Работники со специальным образованием, контролирующие производственные цепочки, настраивающие оборудование, занимающиеся закупкой и распределением материалов.
- Рабочие. Работают непосредственно за станками. На небольших предприятиях их часто замещают инженерно-технические работники.
- Работники логистики. Занимают загрузкой, разгрузкой, доставкой, иногда определением оптимальных маршрутов, закупками.
- Вспомогательный персонал. Это уборщицы, кладовщики, диспетчера, охранники.
Дополнительно на производстве могут быть сотрудники службы контроля качества, соблюдения трудового законодательства.
Зарплаты для сотрудников рассчитывайте исходя из среднего показателя по вашему региону/городу на эту или похожие должности.
Этап 7: Запуск и продажи
Перед непосредственно запуском производства убедитесь, что все материалы закуплены, оборудование настроено, персонал укомплектован, а бюрократические вопросы решены. Производимый товар размещайте в своем интернет-магазине, создавайте рекламную кампанию и получайте прибыль. В этом вам поможет полученный опыт из 3-го этапа.
Заключение
Да, собственное производство это сложно и дорого, но это окупается. Чтобы все работало, как нужно, занимайтесь планированием, анализом аудитории и предложений на рынке. Опираясь на эти данные, вы сможете понять, какой начальный капитал вам нужен и как лучше запустить производство.