Как открыть и создать интернет-магазин цветов: состояние ниши, статистика и анализ лидеров

Бизнес по продаже цветов будет актуален всегда. В России принято дарить розы, хризантемы, тюльпаны и другие сорта растений по особым поводам — на праздники, юбилеи и свадьбы.

За последние годы канал онлайн-продаж заметно прибавил. Это объясняется несколькими причинами. Первая — высокий темп жизни. Не всегда есть время ездить по торговым точкам и выбирать подарок. Вторая — развитие мобильных технологий. Появилась возможность сравнивать ассортимент и цены, читать отзывы покупателей и оформить доставку через интернет.

В этой статье мы найдём формулу идеального цветочного магазина и разберёмся, что покупатели ценят больше всего при оформлении заказа.

Анализ ниши

Для товаров этой категории характерна чётко выраженная сезонность. Она традиционно возрастает в праздничные дни. В это время выручка ритейлеров вырастает в десятки раз по сравнению с обычными днями.

Важные особенности:

  1. Высокая наценка. Прибыльность зашкаливает. Продавцы закупают товары у оптовых поставщиков и выставляют на 100-300% больше от исходной цифры. Высоко ценятся композиции ручной работы с необычными элементами.
  2. Скачки спроса. Пик продаж приходится на Новый год, День учителя, 8 марта, День матери. К этим датам торговые сети готовятся за несколько месяцев, а интернет-магазины за год. Недостаточно просто закупить разные виды цветов и аксессуаров. Надо анализировать статистику предыдущих лет и делать юзерам персонализированные предложения.
  3. Особые условия хранения. Цветы быстро портятся, если не создать им подходящий микроклимат. У продавцов есть профессиональные секреты, которые помогут оживить полумёртвые букеты, но покупатели очень быстро это заметят. Главная задача магазина — поддерживать репутацию бренда и привлекать лояльных клиентов.
  4. Огромная конкуренция. Точки продажи есть в крупных ТЦ , на площадях и местах активной концентрации людей. Выбор клиента зависит от оформления витрины, ассортимента, отношения персонала и ценообразования.
  5. Нечестные поставщики. Как и в любой другой нише, нужны надёжные партнёры, которые поставляют свежую продукцию по доступным расценкам. Без этого маркетинг, жёсткий подбор персонала и креативные идеи не имеют смысла.
Стоимость авторских композиций

Мы выяснили, что цветочный бизнес держится на 4 основных «китах»: поставщики, квалифицированные сотрудники, правильные условия хранения и доступные цены. Эти правила актуальны и для онлайн ритейлеров. В этом случае добавляется ещё один пункт — современный сайт.

Советы по выбору ассортимента

Есть популярные виды цветов, которые покупатели ценят выше других. Это розы, хризантемы и гвоздики. В весенний период вырастает спрос на тюльпаны, но это не значит, что интернет-магазин должен продавать только их. Чем больше ассортимент, тем больше шансов, что посетитель найдёт для себя оптимальный вариант.

При создании интернет-магазина цветов надо охватить максимум сегментов, чтобы удовлетворить потребности всех клиентов.

Варианты:

  • традиционные букеты с добавлением нестандартных элементов;
  • комнатные растения;
  • вазы;
  • сувениры;
  • открытки ручной работы;
  • мягкие игрушки;
  • кондитерские изделия;
  • шарики;
  • аксессуары.

Околонишевые товары — эффективный способ увеличения среднего чека. Люди часто обращают внимание на сопутствующие предложения и заказывают в дополнение плюшевого медведя или шоколадную открытку ручной работы.

Целевая аудитория условно делится на 4 сегмента:

  1. Обычные покупатели. Заказывают цветы по особым поводам. Ценят качество сервиса, индивидуальный подход и персональные скидки.
  2. Корпоративные клиенты. Маленькие фирмы и большие корпорации часто приобретают крупные партии для важных мероприятий: корпоративы, тимбилдинги, юбилеи.
  3. Декораторы. Живые растения — главное украшение на свадьбах. Декораторы обычно покупают цветы в больших объёмах для оформления зала.
  4. Оптовики. Некоторые предприниматели закупают авторские букеты и аксессуары для перепродажи.

Для того, чтобы клиент перешёл в разряд постоянных, надо создать идеальный сервис.

«Флорист.ру» принимает заказы 24/7

Срезанные и горшечные цветы обычно не сочетают в рамках одного магазина. Для этих целей лучше создать два независимых проекта. Аудитория и особенности продаж сильно отличаются, хоть товар по сути одинаковый.

Обязательно корректируйте ассортимент в зависимости от сезона. Весной в ходу сирень, нарциссы и тюльпаны, осенью хризантемы, летом ромашки, пионы и васильки, зимой алые розы, герберы и каллы. Не забудьте о популярных видах, устойчивых к сезонным колебаниям спроса: розы, хризантемы и гвоздики. На них приходится около 70% от всех поставок цветов в России.

Отдельное внимание уделите свадебным букетам. Невесты выбирают самые красивые варианты, а женихи не жалеют денег. Он стоит в среднем 5-10 тысяч рублей. Цена авторских композиций с необычными растениями достигает 20 тысяч и выше.

Интернет-магазин должен заранее готовиться к периодам активного спроса. Принимать заказы можно за несколько месяцев до даты, чтобы все клиенты остались довольны. В это время нагрузка на отдел продаж вырастает в десятки раз. Позаботьтесь о том, чтобы операторов на сайте и в онлайн-чате было достаточно. Крупным eCommerce проектам понадобится 5-10 и больше менеджеров для консультации клиентов через интернет. Перед тем, как открывать специалистам доступ к каналу коммуникаций, обучите их корпоративным стандартам. Опыт покупателей сильно влияет на конверсию. Даже лишняя интонация в голосе оставит негативные впечатления.

Последний важный пункт в этом разделе — аналитика. Собирайте информацию о целевой аудитории и применяйте её для корректировки товарных позиций. Важны все критерии: от возраста до отношений между заказчиком и получателем. Только не перегружайте форму заказа лишними полями. Лучше предложите скидку или персональный промокод за регистрацию и подписку на обновления по электронной почте.

Пример условий программы лояльности

Онлайн-магазин Florist.ru разработал накопительную систему скидок для зарегистрированных пользователей. Такой подход решает две проблемы — в форме заказа минимум полей и проект всё равно получает данные из анкеты.

Создание дизайна интернет-магазина

Красивый и удобный интерфейс — залог успеха eCommerce проекта в любой нише. Сайт по продаже цветов должен олицетворять атмосферу праздника, ярких красок и позитивных эмоций. Не забывайте находить баланс, креативные элементы не должны мешать восприятию информации.

На что обратить внимание:

  1. Яркие тона. Цветы — природа и естественность. Надо подобрать соответствующую схему. Подойдут оттенки жёлтого, зеленого, розового, фиолетового и голубого.
  2. Минималистичность. Внимание посетителей фокусируется на товарах, ценах и важных характеристиках. Не размещайте баннеры на весь экран, забудьте о громоздких меню, удалите из шаблона навязчивые попапы.
  3. Понятная структура. Нельзя назвать цветочным магазином сайт с хаотичным размещением ассортимента. Товары надо сортировать по цене, поводу, составу и гамме. Готовые предложения увеличат конверсию и сэкономят время посетителей.
  4. Помощь специалиста. Выделите отдельный раздел для консультаций менеджера. Разместите кнопку в верхней части страницы. Мужчины часто принимают решение на основе советов продавцов.
  5. Удобство. Поставьте этот критерий на первое место. Без него все усилия в других направлениях не имеют значения.
  6. Тематичность. Обыграйте нишу с помощью нестандартных элементов. Добавьте к кнопкам иконки, сделайте награды для постоянных клиентов, разработайте анимационные сюжеты под фирменный стиль бренда.
Пример неудачного дизайна

Проект «Цветы России» в 2019 году работает с устаревшим интерфейсом. Из положительных сторон только оптимальная цветовая схема. По остальным критериям сайт сильно отстаёт от конкурентов: высокий логотип, способы оплаты в шапке, нет «живого» поиска, яркие вотермарки на картинках, отсутствует адаптация под планшеты и смартфоны. С таким подходом интернет-магазин быстро растеряет лояльную аудиторию. Львиная доля заказов приходится на мобильные телефоны, а без удобного взаимодействия с контентом они останутся только в мечтах.

В плане дизайна и удобства хороший пример — Florrus.ru:

  • оптимальные тона;
  • удобная структура;
  • визуальные эффекты;
  • тематические иконки;
  • быстрая загрузка.
Внешний вид главной страницы

Не хватает только интерактивности и экономии времени. Чтобы регистрация и авторизация происходили во всплывающих окнах, корзина показывалась как выпадающий виджет, а при наведении на блок с товаром был доступен быстрый просмотр.

Технические решения

Интернет-магазин цветов по структуре и возможностям мало чем отличается от стандартного проекта электронной торговли. Пригодятся стандартные модули, которые решают задачи пользователей:

  1. Привязка к региону.
  2. Листинг товаров.
  3. Категории.
  4. Слайдер с преимуществами.
  5. Подборки.
  6. Личный кабинет с историей заказов и вишлистом.
  7. Переключение валют.
  8. Поиск.

На главной странице часто размещают слайдер и несколько «плиток» с подборками топовых предложений. В структуру гармонично впишется блок с преимуществами и отзывы. Разнообразить контент можно статьями из блога.

На главной обязательно укажите, в какие регионы осуществляется доставка. Чтобы посетители не тратили время на общение с консультантом и поиск информации. «Флорист» разместил в футере список городов и стран, входящих в карту логистики.

Разделение на региональные и международные локации

По клику открывается каталог предложений, доступных в конкретном регионе. В нижней части страницы размещён текст, который объясняет особенности доставки. Онлайн-ритейлеры часто публикуют контент с ключами для поисковых систем, но Florist пошел другим путём.

Для сайта по продаже цветов большую роль играет правильная структура. Надо разработать удобную карту разделов, которая обеспечит навигацию. Структура проекта под комнатные растения и свежесрезанные цветы будет отличаться. Чаще всего покупатели заказывают букеты, поэтому разберём пример под эту тематику.

Критерии выбора:

  1. Вид растений.
  2. Повод.
  3. Получатель.
  4. Форма сборки.
  5. Цветовая гамма.
  6. Вид.
  7. Ценовой диапазон.

Цветочные магазины в большинстве случае разрабатывают единую систему сортировки для каталога. В этом плане структура проще, чем у других eCommerce проектов, где под каждую категорию создан уникальный набор фильтров.

Пример фильтров

Florrus.ru учёл все критерии и добавил возможность выбирать параметры без обновления страницы, но вот задействовать несколько пунктов одновременно нельзя. Активным может быть только один атрибут. Эта ошибка мешает комфортно выбирать подарок. Чаще всего посетители выбирают букеты по цене, поводу и составу.

Интересный пример реализации есть у службы доставки RosFlower. Во всех категориях отображается одинаковый блок с 5-ю основными критериями. Можно задействовать несколько фильтров одновременно.

При наведении на карточку появляются кнопки корзины и оформления заказа в 1 клик. В левом углу отображается размер. Добавить выполнение операций без обновления страницы и магазин станет идеальным.

Внешний вид интерфейса

Карточки товаров

На странице продукта должна быть информация о доставке, оплате и характеристиках.

Стандартный набор элементов:

  • вариации;
  • размеры;
  • состав;
  • сопутствующие предложения;
  • отзывы клиентов.

Не перегружайте карточку большим количеством блоков. Делайте упор на минималистичность. Дополнительные опции оформляйте выпадающим списком. Вместе с красивыми фотографиями цветов в студийной обработке добавьте картинку с реальным внешним видом.

Некоторые магазины добавляют описание товаров. Не обязательно расписывать значение каждого элемента в букете. Расскажите в 3-4 предложениях для каких случаев он подойдет лучше всего.

Пример карточки

Форма публикации отзывов будет оптимально смотреться на странице товара. Иногда для комментариев создают отдельный раздел и все отклики собираются в одном месте. Это удобно, но тогда посетителям нужно вручную сортировать поток сообщений.

Нестандартные решения привлекают внимание аудитории и выделят сайт среди конкурентов. Florist реализовал интересный механизм выделения цветов. При нажатии на элемент изображение затемняется, а участок с выбранным растением подсвечивается ярким кругом.

Подсветка области

Мобильное приложение

Чтобы охватить все сегменты аудитории, понадобится софт для устройств на базе iOS и Android. С их помощью клиенты могут собирать корзины без подключения к интернету. Ещё одно преимущество — приложение всегда будет под рукой. Если возникнет необходимость заказать цветы, есть большая вероятность, что заказчики будут искать букет в знакомом интерфейсе.

Мобильные приложения есть у крупных ритейлеров: Florist, Flowwoow, Flowwer.

Особенности доставки

Цветы — капризные растения, которым нужен особый уход. При доставке в удалённые регионы учитывайте особенности климата и состав букета. Для продвижения интернет-магазина с небольшим бюджетом лучше ограничиться логистикой в близлежащие города и области.

В этой нише очень важна точность. В форме заказа обязательно спросите, в какое время курьер должен вручить подарок. Работа ответственная, выбирайте надёжных сотрудников. Каждая доставка должна быть своевременной и запоминающейся.

Онлайн оплата

Некоторые пользователи оплачивают электронными кошельками в онлайн режиме. Другие проверяют букет и отдают сумму наличными. Предоставьте возможность выбрать.

Стандартные способы оплаты:

  1. Webmoney, Qiwi, Yandex Money.
  2. Сбербанк Онлайн.
  3. Банковские карты.
  4. Наличными курьеру. Безналичный расчёт для юридических лиц.

Создать прибыльный интернет-магазин цветов реально даже в условиях высокой конкуренции. Дайте клиентам широкий ассортимент, низкую цену, надёжный сервис, и они вернутся за «добавкой».

Без рубрики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *