Коллекционирование старинных вещей — популярное хобби, которое не теряет актуальность. Люди собирают раритетные марки, банкноты, предметы искусства и даже старые автомобили.
В этом материале мы выясним, какие компоненты нужны для разработки современной торговой площадки по продаже антиквариата.
Особенности ниши
Целевая аудитория магазина — люди разного возраста. Существует стереотип, что марки, картины и коллекционные монеты покупают только обеспеченные коллекционеры. Доля правды в этом есть, но надо учитывать такой важный фактор как стоимость изделия. Начинающему филателисту или букинисту необязательно тратить десятки тысяч рублей на дорогой предмет. Начать собирать коллекцию можно с недорогой книжки или марки.
Важные особенности:
- Высокий спрос. Ассортимент и статистика продаж топовых площадок постоянно доказывают, что люди активно приобретают старинные вещи. Границ целевой аудитории попросту нет. Даже подросток может попросить у родителей на День рождения старую модель самолёта или макет раритетного автомобиля.
- Переход в интернет. Активных пользователей сети с каждым днём становится больше. Покупатели активно изучают ассортимент магазинов и выбирают покупки в онлайне из-за удобной доставки и выгодной цены.
- Отсутствие сезонности. Люди приобретают антиквариат в любое время года. Небольшой всплеск активности наблюдается в праздники.
- Упор на мужскую аудиторию. Женщины любят живопись, но марки, банкноты, машины и другую атрибутику собирают преимущественно мужчины.
- Минимальный порог входа. На старте не надо заполнять склад на миллионы рублей. Можно начать с одного сегмента и постепенно расширять ассортимент.
- Лёгкие условия хранения. Для книг, изделий ручной работы не нужны дорогие системы, которые будут поддерживать стабильный микроклимат. Нет зависимости от температурного режима и особых условий.
- Высокая конкуренция. На рынке много торговых площадок с большими «витринами». Количество доступных позиций исчисляется тысячами.
- Нужен партнёр-оценщик. Для успешной работы интернет-магазина надо выполнить главное правило коммерции — покупать дешевле и продавать дороже. Это возможно только если под рукой будет эксперт, разбирающийся в антиквариате. Лучше заключить долгосрочное соглашение с фирмами, которые специализируются на таких услугах.
В выдаче поисковых систем много сайтов, предлагающих купить предметы старины, но надо учитывать два важных условия. Первое — потенциальные клиенты ищут уникальные изделия. Они готовы отдавать все сбережения за марку или раритетный автомобиль в единственном экземпляре. Второе — стоимость товара. Торг и выгодные сделки любят все. Можно пойти другим путём и сделать агрегатор аукционов. Продавцы будут выставлять предметы из своей коллекции, платить за VIP размещение и отдавать часть денег с каждой операции.
Формирование ассортимента
Продажа антиквариата — прибыльная ниша, в которой сохраняется стабильный спрос даже во время финансового кризиса.
Условные сегменты:
- Живопись и предметы искусства. По некоторым оценкам, картины, скульптуры и другие изделия занимают около 30% рынка. Продавать их выгодно из-за высокой стоимости и пристального внимания частных коллекционеров.
- Монеты и книги. Старинные издания и уникальные деньги генерируют 25% продаж.
- Мебель. Антикварные предметы интерьера занимают чуть меньше 20%.
- Ювелирные изделия. Пользуются особым спросом. На них приходится 15% продаж.
- Ретро-машины. Винтажные автомобили входят в особый сегмент. У них небольшая доля, но зато высокий средний чек. Стоимость дешёвых моделей достигает несколько сотен тысяч рублей, а некоторые продаются за десятки миллионов.
Важная особенность, которую должны знать будущие владельцы антикварных магазинов, заключается в растущей стоимости. С каждым годом цена старинных изделий вырастает. К примеру, букинистическое издание может прибавить 25-30% от начальной цифры, а машины до 15%. Если учесть, что «Победа» ручной работы может стоить 40 тысяч долларов, посчитать ежегодную прибыль несложно.
Сайт по продаже антиквариата отличается от привычных интернет-магазинов. В этой нише не работает стандартная модель, которая сводится к двум шагам: закупка ассортимента у оптовых поставщиков и добавление в свою базу с наценкой.
Схема усложняется:
- Найти вещь.
- Купить как можно дешевле.
- Выставить на сайте с завышенной ценой.
В качестве поставщиков предметов старины могут выступить скупщики антиквариата, частные коллекционеры, мелкие перекупщики и арт-дилеры. Перед внесением денег надо тщательно проанализировать происхождение изделия, состояние и возможные риски. Как мы уже отмечали ранее, лучше заручиться поддержкой опытного специалиста. Он проведёт оценку и выдаст заключение, которое поможет принять верное решение. Для дорогих картин надо обязательно провести художественную экспертизу. Услуга недешёвая, но если стоимость живописи достигает сотен тысяч рублей, цена ошибки может быть велика.
Категории товаров для интернет-магазина антиквариата:
- Монеты и медали. С наградами нужно работать очень осторожно. Некоторые из них нельзя продавать. Здесь снова пригодится помощь знающего человека.
- Старинные книги, печатные издания и журналы. Добавляйте в ассортимент не только художественную литературы — документальные труды тоже пользуются спросом.
- Украшения. Очень выгодно приобретать ювелирные изделия с дефектами, восстанавливать их и продавать с наценкой.
- Марки и купюры. Филателия входит в список интересов каждого третьего коллекционера.
Если стартовый капитал сильно ограничен, лучше сосредоточиться на нестандартных предметах, которые сложно найти у конкурентов. Это могут быть шкатулки ручной работы, уникальные вазы, зеркала, журнальные столики или коллекционное оружие.
Новичку сложно определить ценность изделия по внешнему виду. Для продажи подходят вещи, которые попадают под следующие критерии:
- Возраст от 25 лет. Более молодые предметы тоже покупают, но спрос на них меньше.
- Ограниченный тираж. В идеале покупать монеты или книги, которые существуют в единственном экземпляре. Такие сделки приносят хороший доход.
- Ручная работа. Частные коллекционеры устраивают «битвы» за уникальные картины, скульптуры и оружие.
- Личность создателя. Мемуары известного писателя могут продаваться за миллионы рублей.
Владелец торговой площадки должен обращать внимание на состояние антиквариата и принадлежность к культурному наследию. Последний критерий играет важную роль. Торговать предметами, которые представляют ценность для нации нельзя. В каждой стране действуют свои ограничения.
Дизайн торговой площадки
Конкуренция в нише антиквариата высокая, но многие интернет-магазины в 2020 году работают с устаревшим оформлением. Владельцы сайтов фокусируются на создании эффекта старины и забывают, что пользователи ценят удобство, а не красивые градиенты.
Советы по оформлению:
- Проанализируйте топовые площадки. Соберите максимум информации, проанализируйте сильные и слабые места, подумайте о том, как дать целевой аудитории больше возможностей.
- Сфокусируйтесь на удобстве. Контент некоторых магазинов, продающих антиквариат, некорректно отображается на мобильных устройствах. Это серьезная ошибка — пользователи быстро покидают такие сайты. Они привыкли делать покупки со смартфонов и заходят с компьютера, только если хотят найти дополнительную информацию.
- Забудьте о винтаже. Необязательно размещать на главной странице фотографии раритетных автомобилей, выбирать за основу коричневые цвета и создавать искусственный эффект древности.
- Выберите минималистичность. Целевую аудиторию интересуют характеристики и внешний вид.
- Создайте уникальный стиль. Большинство торговых площадок в этой нише копируют фишки. Сделайте необычный магазин, который будет нравиться пользователям.
Пример хорошего оформления и структуры — сайт antik.moscow. Дизайнеры стилизовали элементы под строгий винтажный стиль. При этом они не переборщили с декоративными элементами. Главная страница, категории и карточка товара выглядят привлекательно. Проблем с отображением на мобильных устройств нет — контент подстраивается под все разрешения. Структура выпадающего меню продумана идеально. Есть картинки, которые характеризуют категорию и дочерние разделы для быстрой навигации.
Выбор движка
Систем управления контентом много и предпринимателю без опыта в онлайн продажах сложно сделать выбор. Технические специалисты могут давать разные советы, которые основаны на личных предпочтениях и специфике работы.
Критерии выбора:
- быстродействие;
- надёжная защита;
- широкие возможности в стандартной редакции;
- без ограничений по масштабированию.
Для коммерческих проектов идеально подходит российский продукт 1C-Bitrix. CMS распространяется на платной основе. Достаточно приобрести лицензионный ключ и раз в год продлевать подписку на обновления. На максимальном тарифе покупатели получают максимум возможностей и оперативную техподдержку. Из минусов: требовательность к серверу и высокая стоимость услуг сторонних специалистов.
В качестве альтернативы можно выбрать один из популярных конструкторов. Или арендовать магазин у специализированной eCommerce платформы InSales. Она создана специально для торговли и позволяет запустить сайт в короткий срок. Программисты сервиса доработают проект по техническому заданию и ответят на вопросы.
Проектирование структуры
После анализа конкурентов и выбора основной категории товаров наступает время для реализации важного шага — создания каталога разделов будущего магазина. Здесь владельцу бизнеса надо определить, как будут выглядеть ключевые точки входа.
На главной пригодится слайдер с популярными товарами, важными новостями и обновлением ассортимента. Обязательно стоит разместить блок с преимуществами. Если магазин предоставляет гарантийный сервис или даёт бесплатную доставку при покупке от 5000 рублей — покупатели должны это знать.
Описание в футере стоит размещать только если оно даст потенциальным клиентам полезную информацию. Шаблонные тексты, описывающие уникальность сайта лишь оттолкнут посетителей. Они любят картины, скульптуры, монеты и марки, а не красивые слова.
Категория
В категории пользователи оценивают объём ассортимента, стоимость изделий и внешний вид. На выбор влияет множество критериев, поэтому надо дать максимум инструментов для удобного поиска.
Блок с фильтрами должен располагаться на видном месте. Обычно его размещают сбоку или вверху в виде выпадающей панели. Добавьте в список параметров следующие элементы:
- цена;
- год создания;
- материал;
- страна;
- стиль.
В зависимости от категории набор фильтров может меняться, но базовые атрибуты остаются на постоянной основе.
Также будет полезен виджет с переключением режима просмотра. Живопись и другие предметы искусства удобно просматривать в виде «плитки», когда важные характеристики видны до перехода на отдельную страницу.
При создании технического задания программистам добавьте в требования «живое» обновление. То есть, чтобы фильтры и другие действия выполнялись без перезагрузки браузера. Эта фишка экономит время пользователей и увеличивает быстродействие. Не нужно ждать 5-10 секунд пока применится один фильтр, затем второй и область контента станет отзывчивой.
Карточка товара
В этом разделе потенциальные клиенты рассчитывают найти данные, которые помогут им принять решение.
Добавьте:
- характеристики;
- стоимость;
- кнопку заказа в один клик;
- галерею фотографий;
- информацию о доставке, оплате и гарантии.
В интернет-магазине антиквариата пригодится и блок отзывов. Логично, что некоторые изделия продаются в ограниченном количестве и комментариев для них не будет. Можно собирать мнения пользователей о сервисе и разместить в карточке. Если клиенты будут хвалить доставку или оперативный ответ, лояльность посетителей сильно увеличится.
Торговая площадка antik.moscow собирает комментарии покупателей, но выводит их только на главной странице. Плюс отзывы 3-годичной давности вызывают только лишние вопросы, а не интерес аудитории. Надо стимулировать клиентов на обратную связь маркетинговыми фишками. К примеру, предлагать персональные скидки или особый статус с привилегиями.
Мобильное приложение
Через 10-15 лет пользователи перейдут исключительно на смартфоны и будут использовать компьютеры только для рабочих задач. Уже сейчас больше половины владельцев мобильных устройств оформляют заказы с помощью компактного гаджета. Этому способствуют усилия крупных маркетплейсов и развитие технологий. Можно попросить голосового помощника не только озвучить прогноз погоды на завтра, но и найти подарок в интернет-магазине.
В аудитории торговой площадки по продаже антиквариата много сегментов, но есть объединяющий фактор — смартфон или планшет. Приложение для Android и iOS даст новых клиентов, повысит узнаваемость бренда и создаст дополнительный канал продаж. Даже у топовых магазинов в этой нише нет софта для мобильных устройств.
Если создать удобное приложение и обеспечить выгодные условия, пользователи будут открывать его, когда им захочется купить новую банкноту или марку. Для этого надо синхронизировать контент с сайтом и оперативно устранять недоработки программного обеспечения. Создание и поддержка софта может стоит несколько миллионов рублей. Затраты окупятся только при правильном подходе.
Оплата и доставка
Интернет-магазин коллекционных изделий отличается от стандартных eCommerce проектов во всех аспектах. Если клиент купил картину, скульптуру или античную вазу, он хочет быть уверен, что уникальный предмет доставят невредимым.
Надо уделить максимум внимания логистике. Лучше всего создать собственную курьерскую службу для выполнения заказов. Доверять хрупкую шкатулку или полотно обычной почте слишком рискованно.
Что касается оплаты, 90% клиентов захотят проверить состояние товара и только потом отдать деньги. Не забудьте положить в посылку экспертные заключения и другие документы, подтверждающие ценность.
Для мелких заказов пользователи выбирают онлайн оплату через электронные системы и банковские карты. Можно заключить договор с платёжным агрегатором и установить ограничение по минимальной сумме покупки.
Магазин антиквариата — необычный проект в нише с высокой конкуренцией. Он может принести прибыль только если владелец бизнеса проанализировал потребности аудитории, учёл риски и создал идеальный механизм работы.