Для успешной торговли на маркетплейсе достаточно оставаться на первых страницах поисковой выдачи платформы и глобального поиска. Однако это самое сложное, так как конкуренция большая, особенно в сферах, где проще всего начинающим селлерам. Находясь на 3-4 странице поиска или даже ниже, вы вряд ли привлечете достаточно потенциальных покупателей. Ситуацию может изменить правильное оформление карточки и корректная расстановка SEO-элементов: ключевых слов, тегов.
Насколько актуально SEO-продвижение для маркетплейсов
На первый взгляд может показаться, что мало актуально, так как вы продвигаете карточки товара, а не сайт. На самом деле около 70-80% пользователей маркетплейсов оформляют покупку через самостоятельный поиск по сайту, а не через рекомендации и рекламные блоки. Это заинтересованные клиенты, которые точно знают чего хотят и готовы приобрести ваш товар, если найдут его.
Маркетплейсы имеют свои внутренние поисковые системы. На продвижение внутри них стоит опираться в первую очередь. Алгоритмы маркетплейсов работают похожим образом с алгоритмами крупных поисковых систем вроде Яндекса и Google, хотя и имеют ряд своих особенностей, призванных учитывать категорию товара, репутацию продавца, цену, среднюю оценку карточки пользователями. Плюсом SEO-продвижения является то, что не нужно в это вкладывать много денег, да и результаты видны достаточно быстро.
Что касается внешних поисковых систем – Google и Яндекс, то продвижение в них не является приоритетом. Иногда карточка товара может попасть и в их выдачу, что даст большой приток дополнительных клиентов, если это какой-то высоко- и среднечастотный запрос. Однако сделать так, чтобы карточка товара вышла в глобальный поиск в топ-10 выдачи по таким запросам очень сложно и это больше зависит от удачи.
Продавцам лучше все силы бросить на оптимизацию карточек и магазина для конкретной площадки. Если все сделать правильно и продавать товары неплохого качества, то результат появится достаточно быстро.
Особенности влияющие на SEO-продвижение
Речь будет идти преимущественно про продвижение в рамках маркетплейсов. Вне зависимости от платформы особенности работы с SEO везде примерно одинаковы. Дополнительно заметим, что помимо работы непосредственно с ключевыми запросами, нужно работать и в других направлениях, например, над рейтингом продавца.
Сформируйте семантическое ядро
Оно является набором ключевых слов и фраз, которые будут использованы для продвижения в поисковых системах. Помимо простого сбора их нужно будет распределить по важности – наиболее важные размещайте в заголовках и тегах без изменений, а наименее в описании. Для формирования семантического ядра можно использовать бесплатные инструменты, вроде Яндекс Вордстат или более продвинутые варианты.
Стоит понимать, что более продвинутые варианты, даже бесплатные, создавались для работы с сайтами, а не карточками на маркетплейсах. Они сгенерируют множество ключей, некоторые даже разделят их по категориям. Однако большинство ключевых фраз будет излишним – вам нужно вставить их в заголовок и небольшое описание, а не в статью.
Еще есть вариант использовать аналитические платформы, разработанные специально для работы с маркетплейсами. Они заточены больше на общую аналитику, а не составления списка “ключей”. Например, у OZON есть бесплатный сервис Open Data. Он позволяет видеть:
- статистику просмотров категорий товаров;
- ключевые запросы, по которым пользователи не могут найти подходящий товар;
- позиции, часто добавляемые в “Избранное”;
- товары, которых нет в наличии.
Хоть в нем и нет SEO-инструментов, с его помощью легко можно сформировать небольшое семантическое ядро для нескольких карточек товара. Единственная проблема в том, что работает этот инструмент исключительно с OZON. Использовать полученные данные для составления анализа ситуации на других маркетплейсах не получится.
Однако и у других крупных платформ есть свои встроенные инструменты аналитики. Например, на AliExpress и том же OZON в личном кабинете продавца есть отдельная вкладка, где прописаны ключевые слова по категориям и частоте запросов. На Wildberries есть статистика в открытом доступе по количеству товаров в разных категориях. Страница с аналитикой по разделена на вкладки: “Дефицит товара”, “Нормальная доступность товара”, “Избыток товара”.
Помимо встроенных инструментов есть также сторонние решения. По своему функционалу они больше напоминают аналитические комбайны, способные выдать максимум информации по интересующим позициям, в том числе и примерное семантическое ядро. Есть бесплатные, есть платные вариант, но с пробным периодом.
Структурирование семантики
Вы собрали несколько десятков, сотен, а может и тысяч ключевых запросов, по которым могли бы продвигать свои товары. Теперь их нужно структурировать. В первую очередь на высоко, средне и низкочастотные, а также на “мусорные”, которые можно выбросить. Чем выше частотность, тем выше конкуренция и тем сложнее будет продвинуться по этому запросу. Начинающим продавцам рекомендуется основной упор делать на низкочастотные запросы – вы получите меньше клиентов, но тем не менее сможете продвинуть карточку и начать формировать свою репутацию. Вот примеры запросов с разделением по частоте:
- “зубная паста” – высокочастотный;
- “зубная паста детская мятная” – среднечастотный;
- “зубная паста детская мятная для дошкольников” – низкочастотный.
Как видите, низкочастотный запрос часто может включать в себя более высокочастотный. Выберите частоту, с которой будете работать и старайтесь органично вписывать в карточку как можно больше запросов из этой категории.
Поисковой алгоритм внутри маркетплейсов работает не совсем так, как в стандартных поисковых системах. На попадание в топ влияют и другие факторы, например, репутация. Также вам необязательно стремиться войти в топ-10, так как в выдаче у маркетплейсов на одной странице помещается больше позиций, да и пользователи чаще заглядывают на вторую страницу. На мобильной версии некоторых платформ вообще реализована “бесконечная” выдача.
Заголовок решает многое
В него обязательно нужно прописать основной ключ. Сделать это необходимо аккуратно, чтобы заголовок нормально читался человеком и не было проблем с правилами оформления площадки. Они могут отличаться в зависимости от конкретного маркетплейса, но суть у них примерно одинакова:
- Заголовок необходимо написать так, чтобы было понятно, что продает карточка. Не нужно нагромождение сложных конструкций или намеренного ввода пользователя в заблуждение с целью подняться в выдаче. За это маркетплейсы вводят санкции.
- Уместить все необходимое в 150-200 символов. Делать заголовок слишком коротким тоже не стоит.
- Постараться вписать в заголовок 2-4 ключевых запроса. Если сможете вписать больше без ущерба читаемости, то вписывайте больше. Ключи в заголовке нужно использовать те, по которым собираетесь продвигаться в первую очередь.
Помните, что пользователь должен легко найти ваш товар по заголовку, поэтому главным “ключом” в нем должны быть: название товара, бренд и 1-2 важных свойств.
Иногда под каждый атрибут может потребоваться создание отдельной страницы со своим заголовком. Это касается некоторых товаров, в заголовке которых сложно перечислить все свойства. Например, одежды какого-то определенного цвета – для каждой расцветки рекомендуется делать по отдельной странице, у которых будет уникальный заголовок. Однако не нужно сильно усердствовать с этим – если нет ключевого запроса по цвету, то лучше не делать отдельных страниц. Также создавать отдельные странице не рекомендуется для разных размеров – все размеры должны быть представлены в одной карточке.
Что касается индивидуальных правил оформления заголовков:
- На OZON принято формировать его по формуле: тип товара + бренд + модель + важные атрибуты. Алгоритмы могут сформировать заголовок автоматически, основываясь на заполненных характеристиках, тегах и описании. Максимальный размер заголовка – 255 символов с пробелами.
- На AliExpress разрешен свободный порядок ключевых слов. Главное, чтобы они не вводили пользователя в заблуждение. Ограничений по длине нет, но рекомендуется укладываться в примерно 150-200 символов.
- На Wildberries похожие правила оформления заголовка с OZON, но нет ограничений на размер.
Охватите как можно больше категорий
На маркетплейсах предусмотрено 1-2 основных категорий, которые выбираются непосредственно в процессе публикации карточки. Однако вы можете попасть в подкатегории или в отдельную рубрику. Они помогают пользователю быстрее найти нужный товар. Ваша задача оптимизировать карточку так, чтобы попасть в максимальное количество категорий.
Если вы корректно напишите заголовок, описание, заполните поля с характеристиками и поставите теги, то маркетплейс автоматически выберет несколько релевантных подкатегорий. Чтобы убедиться, что вы попали во все рубрики, в которые хотели, заранее выпишите их и спустя пару дней после публикации карточки товара, проверьте, попала ли она в этот раздел. Если где-то ее нет, то впишите дополнительные ключевые слова в описание, дополните характеристики, проставьте еще тегов.
Чтобы попасть в как можно большее количество категорий часто достаточно только указывать расширенные характеристики товара и прописывать теги. Вообще, чем больше и полнее вы заполните поля перед публикацией карточки товара, тем больше шанс занять лучшие позиции в выдаче.
После успешной оптимизации можно рассчитывать на попадание в минимум четыре категории, вместо одной-двух стартовых, которые вы выбираете самостоятельно. Для некоторых товаров, при грамотном подходе, можно добиться размещение в более чем 10 категориях и подкатегориях.
Правильное составление описания
Его нужно сделать продающим, а также добавить ключевые слова, которые не поместились в заголовок. Естественно, делать это не в ущерб качеству. В первом предложении сделайте акцент на “болях” потенциальных покупателей, а потом предоставьте решение в виде вашего товара. Обязательно четко обозначьте все преимущества, в том числе и не самые очевидные. Например, зеркало легко закрепить с помощью креплений, входящих в комплект. Также в описании товара уместно проявить некоторую эмоциональность, но не перебарщивайте с ней.
Вот основные рекомендации по написанию хорошего описания для товара на маркетплейсе:
- Описать преимущества, “боли” покупателя и то, как их решает товар. В текст необходимо интегрировать поисковые запросы из составленного ранее семантического ядра. Чем больше будет полезной информации в описании, тем выше шанс того, что карточка товара будет поднята выше в выдаче.
- Смотрите, что покупатели пишут в отзывах и вопросах к товарам конкурентов. В описании прописывайте все моменты, вызывающие у пользователей затруднение.
- Обращайте внимание на описание конкурентов и старайтесь сделать лучше.
- Упомяните в описании другие подходящие товары из своего каталога с использованием артикулов.
Используйте контент высокого качества
Его еще называют RICH-контентом. Он напрямую не влияет на SEO-продвижение, но делает алгоритмы маркетплейсов более благосклонными. RICH-контент рекомендуется использовать вместе с SEO-запросами, то есть делать полезное и привлекательное наполнение. Вот основные рекомендации:
- Делайте много качественных фотографий. Они должны быть в разных ракурсах, можно использовать рекламные изображения, где помимо фотографии товара также перечислены его основные особенности.
- Сделайте инфографику, где будут наглядно показаны преимущества товара, способы использования.
- Добавьте видеоконтент. Это могут быть небольшие ролики, в том числе и рекламного характера.
RICH-контент не только делает благосклонными алгоритмы, но и вызывает доверие у потенциального покупателя.
Не нарушайте правила и следите за репутацией
Этот совет не влияет напрямую на SEO-продвижение, но помогает в общем продвижении. Если вы не нарушаете правила платформы, вовремя исполняете свои обязательства в качестве продавца, представляете товары и услуги высокого качества, то и алгоритмы будут к вам гораздо более снисходительными.
Заключение
SEO-продвижение на маркетплейсах – это отличный инструмент для бесплатного или очень недорого привлечения постоянного потока покупателей. На его качество влияют факторы, вроде правильно подобранного семантического ядра, корректно вписанных “ключей”, расставленных тегов и заполненных характеристик. Также очень важно поддерживать репутацию внутри площадки и не нарушать ее правила, в противном случае, даже при идеальной оптимизации, вас не будут допускать на первые позиции в выдаче.