Гаджеты — незаменимые помощники в любых делах: от учёбы до развлечений. Мы смотрим фильмы на телевизорах, готовимся к экзамену с помощью ноутбуков и общаемся в социальных сетях через смартфоны.
В этой статье поговорим о том, как создать интернет-магазин электроники, и что для этого понадобится.
Особенности ниши
По данным аналитического агентства Data Insight 14% из ТОП-1000 онлайн-магазинов России — специализированные площадки по продаже электроники. В каждом 11 заказе российских ритейлеров есть гаджеты.
В ТОП-10 крупнейших интернет-магазинов России входят авторитетные продавцы электроники: «Ситилинк, «М.Видео», «Связной» и «Эльдорадо». Статистика конверсий и дохода впечатляет. У «Связного» выручка перешагнула отметку в 19 млн рублей. Средний чек по нише держится на уровне 9 тысяч рублей.
Рынок гаджетов стабильно растёт и набирает обороты с каждым годом. Зарубежные производители техники отлично понимают перспективы выхода в российский eCommerce. За последние годы своё присутствие значительно усилила китайская компания Xiaomi. Амбициозные Vivo, Oppo, OnePlus налаживают контакты с местными ритейлерами. В гонке конкурентов выигрывают покупатели и торговые сети России. У первых появляются неограниченные возможности выбора, а вторые получают товары по приемлемой цене и увеличивают ассортимент.
Важные нюансы:
- Стабильный спрос. Умные часы, ноутбуки и смартфоны покупают летом и зимой. Если добавить к этому услуги сервисного обслуживания и ремонта, поток клиентов не закончится.
- Высокий средний чек. Стоимость флагманских телефонов достигает 40-50 тысяч рублей. Премиум смартфоны Apple продаются за 100-150 тысяч. Средний компьютер для офиса и учёбы обойдётся в 30-40 тысяч.
- Большая наценка. Если заключить контракт с поставщиками на выгодных условиях, можно зарабатывать 300% и больше от начальной цены. У продавцов электроники много возможностей для роста. Например, можно закупать детали для компьютеров из Китая и собирать системные блоки под заказ. Так делают крупные ритейлеры и хорошо зарабатывают.
- Высокая конкуренция. В нише много крупных сетей с выгодными ценами, быстрой доставкой и качественным сервисом. Люди привыкли покупать компьютеры в «Ситилинк», а смартфоны в «Связном». Чтобы убедить их отказаться от привычек, надо продумать маркетинговую стратегию и предложить уникальные фишки.
- Активный переход в онлайн. Клиенты всё ещё покупают в обычных магазинах, но только если модель сложно найти в интернете или на доставку уйдёт много времени.
В нише много денег, но надо тщательно выбирать сегмент для развития нового бренда. Плюс на закупку товаров уйдёт много денег. 20 компьютеров по 30 тысяч рублей — это уже больше полумиллиона рублей. На создание и развитие маркетплейса или онлайн-гипермаркета понадобится сумма в десятки раз больше.
Целевая аудитория
10 лет назад технику в интернет-магазинах покупали продвинутые молодые люди, которые разбирались в смартфонах и компьютерах. Они следили за трендами, заказывали товары из-за границы и знали, как сэкономить. Сейчас eCommerce проекты стали привычным явлением. В целевую аудиторию входят школьники, студенты и даже пенсионеры.
Главные преимущества онлайн-магазина: низкие цены, качественный сервис и быстрая доставка. Выбрал товар через телефон, создал учётную запись на сайте, ввёл данные карты и через несколько дней можно забрать заказ на почте. Или переплатить 300-500 рублей, чтобы курьер принёс посылку домой.
Люди покупают через интернет не только мелкую технику, вроде планшетов, но и крупногабаритные товары: холодильники, стиральные машины, кондиционеры. Можно оформить заказ через сеть даже на машину или мотоцикл. Возможности шоппинга ограничиваются только финансовыми возможностями.
Чтобы удовлетворить потребности всех сегментов целевой аудитории, проработайте методику работы с клиентами. Если решите продавать компьютеры, обязательно предлагайте бесплатную сборку и гарантийное обслуживание. Люди ценят заботу и качественный сервис. При покупке ноутбука за 60 тысяч рублей они хотят быть уверены, что получат квалифицированную помощь в случае необходимости.
У «Ситилинка» есть много услуг, которые можно взять на заметку:
- сборка компьютера;
- выездной сервис;
- установка техники;
- страховка;
- подбор расходников.
Молодые люди наверняка откажутся от установки операционной системы и антивируса, а вот пенсионеры не против воспользоваться услугами специалистов. Страховку для планшетов и смартфонов будут оформлять все покупатели, если дать им выгодную цену. За ремонт сенсорного экрана в некоторых случаях просят до 10 тысяч рублей. На эти деньги можно купить бюджетный телефон Xiaomi.
Выбор ассортимента
Электроника — большая категория товаров с множеством сегментов. Предпринимателю, который хочет открыть интернет-магазин, надо определиться с вариантом развития. Потратить миллионы рублей на развитие крупного ритейлера или сделать узкоспециализированную площадку. Во втором случае не нужен стартовый капитал в десятки миллионов рублей.
Можно отказаться от ниш с большой конкуренцией и сосредоточиться на активно развивающихся категориях: умные часы и фитнес-браслеты, беспроводные наушники и колонки, необычные гаджеты. Магазин Kickgoods продаёт уникальные товары, которые появились благодаря краудфандинговой площадке Kickstarter. Их тяжело найти в интернете и заказать доставку в Россию. «Кикгудс» решил проблему людей, которые собирают необычные гаджеты. В магазине можно купить очки виртуальной реальности, беспроводную клавиатуру для iPad, мультимедийный переводчик и много крутых вещей.
Для создания онлайн-гипермаркета понадобится большой стартовый капитал и много категорий:
- смартфоны и аксессуары;
- компьютеры и ноутбуки;
- планшеты;
- игровые консоли;
- умные гаджеты;
- мониторы;
- фотоаппараты;
- электронные книги;
- наушники;
- офисная техника;
- гаджеты для спорта;
- электроника для автомобилей;
- товары для геймеров.
Обязательно надо заключить договор с зарубежными поставщиками. Большая часть продукции попадает в Россию из Китая. Выгодно покупать крупными партиями, проходить растаможку, платить налоги и продавать по розничной цене. Компании из Поднебесной всегда открыты к выгодному сотрудничеству, но без партнёра на территории Китая обойтись не получится. Он будет отвечать за хранение и транспортировку электроники.
Время, когда люди переплачивали за технику американских или немецких производителей, давно прошло. В нише смартфонов лидерскую позицию долгие годы удерживает корейская компания Samsung. Китайский бренд Xiaomi стремительно набирает обороты и входит в четверку лидеров по количеству поставок мобильных телефонов.
Выбрать между специализированным магазином и гипермаркетом легко. Если у бизнесмена нет опыта работы в крупном проекте, лучше начать с маленького стартапа. «Связной» изначально продавал только смартфоны и быстро завоевал доверие целевой аудитории. Сейчас на официальном сайте продаётся всё: от товаров для ремонта до детских автомобилей.
Разработка дизайна сайта
Любой бренд начинается с визуального образа, который отпечатывается в памяти клиентов. Хорошая айдентика запоминается с первого знакомства и создаёт устойчивые ассоциации. Жители России легко узнают логотип «М.Видео» или «Ситилинка». Они видят рекламу по телевизору, в социальных сетях и поисковых системах.
После выбора специализации и глубокой проработки ассортимента наступает время перейти на следующий этап — создать дизайн онлайн-магазина и фирменный стиль. Решение этой задачи надо делегировать ответственному специалисту, который знает, что любят современные пользователи.
Советы:
- Выберите минималистичность. Люди посещают интернет-магазины для шоппинга. Они редко читают статьи в блоге и листают группы бренда в социальных сетях. Для потенциальных клиентов важно всё, что касается выбора: характеристики, отзывы, альтернативные варианты.
- Используйте яркие цвета. Крупные бренды засели в памяти целевой аудитории благодаря крутым визуализациям. Citilink использует оранжевый, Ozon синий, «М.Видео» красный, Wildberries фиолетовый. Во всех случаях цвет фокусирует внимание на контенте и мотивирует выполнить целевые действия.
- Упростите структуру. На планшетах и мобильных устройствах полезная площадь маленькая, поэтому нельзя тратить пространство зря. На компьютерах можно показать стандартное меню, а на смартфонах лучше заменить текст тематическими иконками. Вход в личный кабинет, корзину, список контактов или поиск легко представить в виде изображений.
- Добавьте нестандартные эффекты. Анимация и красивые бэкграунды привлекают внимание пользователей и влияют на время визита. Если не забывать про баланс, интерактивные фишки помогут улучшить поведенческие факторы.
- Проработайте типографику. Шрифты и начертание текста влияют на восприятие контента. Если цифры будут выбиваться из общего стиля, люди подумают, что магазин ставит удобство на последнее место.
Проектирование структуры
Интернет-магазин состоит из стандартного набора модулей. Задача проектировщика в том, чтобы адаптировать каждый из них под особенности торговой площадки. Личный кабинет и корзину можно сделать удобными и запоминающимися. На лояльность пользователей влияют не только цены. Если в личном кабинете можно будет отследить статус заказа и настроить уведомления в «Телеграм» или «Вконтакте», люди согласятся заплатить больше за комфорт.
После разработки базовой структуры сайта надо показать её целевой аудитории, собрать обратную связь и доработать на основе замечаний. Аналогичные правки придётся делать и в процессе развития интернет-магазина. Для этих задач используются готовые системы аналитики и самописные модули статистики, которые собирают данные о целевых действиях.
Уделите внимание каждом разделу, с которым взаимодействуют пользователи. Слайдер на главной, блок контактов, внешний вид меню и «плитки» товаров в совокупности создают у посетителя образ бренда. Надо сделать так, чтобы он был положительным. Хорошее юзабилити — залог успеха интернет-проекта в любой нише.
Категории продуктов
Перед покупкой электроники люди долго выбирают, сравнивают модели и читают отзывы. Некоторые смотрят видео на Youtube, другие листают комментарии на «Яндекс.Маркете» и других площадках.
В категории надо разместить элементы, которые облегчают выбор:
- дочерние категории;
- фильтры;
- блок сортировки;
- переход на следующую страницу;
- характеристики товаров.
Дайте пользователям максимум инструментов для сравнения и ознакомления. Можно использовать подход Wildberries и других крупных ритейлеров. В категории отображаются важные атрибуты, кнопка добавления в корзину и цветовые переключатели. Быстрый просмотр открывает всплывающий виджет, где представлена информация о продукте. Можно добавить его в корзину и сразу перейти к заполнению анкеты. Большинство действий выполняются без перезагрузки страницы.
Карточки товаров
Посетители сайта просматривают страницы продуктов непосредственно перед оформлением заказа или когда ещё не определились с моделью. Внешний вид карточек у разных магазинов отличается только оформлением и цветами.
Отличное решение есть у маркетплейса Ozon. На странице с описанием смартфона важные характеристики отображаются на переднем плане, описание спрятано под блоком похожих товаров. Можно купить телефон в один клик и заказать как подарок. В двух случаях сначала придётся зарегистрироваться.
Цветовые вариации отображаются в виде небольших кружочков. По клику на фигуру происходит перенаправление на отдельную страницу. Это не совсем удобно — пользователю надо каждый раз ждать загрузку, а модели отличаются только расцветкой, наличием и ценой.
В «Озоне» можно подписаться на уведомления о снижении цены. Если стоимость поменяется — на электронную почту придёт уведомление. Лучше реализовать этот модуль с помощью push-уведомлений на смартфоне. Вовлечённость пользователей будет выше, ведь телефон всегда под рукой.
Отзывы можно отсортировать по новизне и рейтингу. В блоке комментариев отображается яркая пометка, которая подтверждает, что товар куплен в маркетплейсе. Люди активно делятся фотографиями и рассказывают про опыт использования. «Живой» контент мотивирует потенциальных клиентов. Отзывы проходят проверку перед отображением на сайте, команда модераторов оставляют только самые информативные.
В карточке также показывается блок с описанием доставки. Пользователь сразу видит важную информацию и это влияет на решение о заказе. Некоторые магазины до последнего шага скрывают данные. Человек тратит время на выбор компьютера, создаёт учётную запись, заполняет форму и только потом видит, что услуги курьера обойдутся в 600 рублей. Так делать не стоит.
Доставка и оплата
Логистика — слабое место eCommerce проектов. Нагрузка на почтовые службы в праздничные дни значительно увеличивается. В социальных сетях того же «Озона» и других брендов постоянно мелькают сообщения пользователей с негативным опытом. Доставку перенесли с 8 марта на 11 без предупреждения. Плохо упаковали чашку, и она пришла с разбитой ручкой.
Электроника стоит дорого, если товар приедет в пункт назначения с повреждениями, 99% покупателей от него откажутся и будут правы. Надо сделать всё, чтобы такие ситуации были редким исключением.
Закупите расходные материалы для качественной упаковки техники. Продавцы с Aliexpress присылают стёкла для смартфонов в толстых боксах из пенопласта. Коробки обеспечивают безопасную транспортировку. Лучше потратиться на расходники, чем пытаться восстановить подмоченную репутацию.
Приложение для мобильных устройств
Целевая аудитория интернет-магазина электроники очень разнообразная, но их объединяет наличие смартфона. Телефон давно стал главным устройством для развлечений, обучения и шоппинга. Адаптируйте сайт под разные разрешения экранов и подумайте над разработкой приложения.
На создание и поддержку продукта для Android и iOS уйдут сотни тысяч рублей, но эти деньги быстро окупятся, если магазин продаёт ходовые товары, взаимодействует с клиентами и прислушивается к критике. Открывайте публичный доступ к приложению только после тщательного тестирования. При правильном подходе у eCommerce проекта появится дополнительный источник трафика.
Онлайн-магазин гаджетов — бизнес в перспективной нише с миллиардным оборотом. Забрать часть аудитории у крупных брендов реально. Для этого надо чётко знать потребности людей и лечить их «боли».