Продукты питания — стабильная ниша, которая почти не зависит от сезонных колебаний и финансового кризиса. Люди покупают еду всегда, и предприниматели могут на этом неплохо заработать.
В статье поговорим о сложностях, с которыми столкнется бизнесмен, который захочет открыть интернет-магазин продуктов. Выясним, как создать коммерчески успешную площадку.
Особенности ниши
Пользователи интернета в России активно приобщаются к западным традициям онлайн-шоппинга. В Америке и других развитых странах люди давно заказывают продукты через сеть. Есть даже умные холодильники, которые анализирует содержимое, автоматически составляют список покупок и отправляют хозяину на утверждение. Затем домой приезжает курьер и привозит свежую колбасу, зелень, кофе и молоко. В России технологии пока не вышли на такой уровень, но через 10-15 лет это может случиться.
Продавать еду через интернет выгодно, рынок активно растёт, поэтому именно сейчас идеальное время для создания интернет-магазина продуктов. Есть сложности с организацией торговли, но при желании с ними можно справиться.
Важные нюансы:
- Высокая конкуренция. Крупные оффлайн сети активно развивают онлайн-версии своих гипермаркетов. У «Пятёрочки» и «Перекрёстка» есть сайты, где можно ознакомиться с ассортиментом и оформить заказ.
- Организационные трудности. Запустить интернет-магазин еды сложнее, чем площадку по продаже ювелирных изделий или товаров ручной работы. Надо соблюдать санитарные нормы, арендовать подходящее помещение, поддерживать микроклимат, следить за качеством продуктов.
- Возражения клиентов. Людям проще пойти в ближайший супермаркет и собрать корзину там, чем выбирать молоко через браузер. Они могут на месте проверить срок хранения и не надо ждать курьера несколько дней.
- Ответственный выбор поставщиков. На рынке много оптовых производителей, но найти партнёров для сотрудничества и договориться о приемлемых ценах непросто.
- Наценка зависит от категории товара. На хлебобулочных изделиях или молочной продукции много не заработаешь. Люди знают примерные расценки в оффлайне и не будут платить больше.
На западе у бизнеса по продаже еды миллиардные обороты. Пользователи заказывают не только бакалею, но и молочную продукцию, фрукты и другие вкусности. Для создания и продвижения онлайн-площадки под российскую аудиторию понадобится чёткий бизнес-план, и продуманная маркетинговая стратегия.
Чтобы вложения в проект окупились, нужны три компонента: лояльная аудитория, выгодные цены и комфортный сервис. Если клиенты несколько раз получат несвежие продукты, они уйдут к конкурентам или вернуться к традиционным походам в обычные магазины.
Целевая аудитория
Продукты покупают все категории населения: от студентов до пенсионеров. Вопрос в том, как мотивировать их перейти на онлайн-шоппинг. Для решения задачи пригодятся все инструменты: от привлекательных цен до программ лояльности и персональных бонусов за регистрацию в личном кабинете.
Собирательный портрет целевой аудитории:
- Платежеспособный возраст. От 20 лет.
- Преимущественно женщины.
- Жители развитых регионов. В лидерах Москва и Санкт-Петербург из-за высокого темпа жизни.
- Активные пользователи интернета.
Ядро целевой аудитории — люди среднего возраста, которые давно пользуются преимуществами интернет-торговли. Они покупают в онлайн-магазинах электронику, бытовую технику, одежду и другие товары.
Продукты питания — очень деликатная тема. Покупателям нужна уверенность в том, что они покупают качественную продукцию. Если с товарами возникнут проблемы, вернуть доверие будет проблематично. Можно провести аналогию с обычными магазинами. Если человек один раз купил колбасу и несколько дней боролся с симптомами отравления, вряд ли он вернётся за покупками в торговую сеть. Просто пойдёт в соседний магазин.
Развивать онлайн-гипермаркет без чёткой специализации трудно. Надо удовлетворять запросы разных категорий покупателей. Кто-то любит элитный сыр с плесенью. Другие не могут провести торжество без редких колбас.
Сейчас в тренде тема экологичности и правильного питания. Люди покупают зелень, фрукты и овощи. Спрос на мясо и колбасные изделия сохраняется, но их можно купить в любом местном магазине. А вот качественную фермерскую еду и морепродукты найти не так просто.
Наполнение витрины
От правильного выбора ассортимента зависит успех любого проекта. Мы уже отмечали, что продавать еду сложнее, особенно, если речь идёт о скоропортящейся продукции с ограниченным сроком годности. Для замороженных полуфабрикатов и снэков понадобится специальное холодильное оборудование и отказоустойчивая система. А вот чтобы открыть интернет-магазин по продаже охлажденного мяса, надо собрать стартовый капитал, продумать условия хранения и найти поставщиков с хорошей репутацией.
Выбор ассортимента напрямую зависит от способа доставки. Если интернет-площадка будет работать на базе существующей торговой сети, организовать логистику будет несложно. Клиенты могут приходить в магазин за своим заказом. Не надо тратиться на доставку, обслуживание техники и зарплату курьера.
Законодательство запрещает пересылку скоропортящихся продуктов. Овощи и фрукты надо отправлять в специальных боксах с хорошей вентиляцией. Стоимость перевозки «хрупких» товаров дороже. Плюс надо обеспечить стабильный спрос на еду, иначе она может потерять товарный вид до продажи, и придется её списать. Надо делать закупки осторожно и прогнозировать спрос.
Доступные варианты:
- овощи, фрукты и зелень;
- молочная продукция;
- мясо и птица;
- рыба и морепродукты;
- колбасы и деликатесы;
- замороженные продукты;
- бакалея;
- орехи, снэки;
- кондитерские изделия;
- диетическое питание;
- консервация;
- наборы продуктов.
Если у предпринимателя нет чёткой стратегии по организации общетематического магазина, лучше сконцентрироваться на одном направлении. Рост спроса на экологичные товары привлекает внимание крупных игроков рынка ритейла. Пока в нише нет лидеров можно создать свой проект и постепенно превратить его в узнаваемый бренд.
Можно продавать шоколад и кондитерские изделия ручной работы. Если организовать быструю доставку, покупатели найдутся во всех регионах. Надо организовать логистику и заключить соглашение с надежной курьерской службой. Конфеты могут долго сохранять товарный вид, но шоколад со временем стареет и теряет вкусовые качества. Люди перестанут делать заказы, если посылки будут доставлять неделю или ещё дольше.
Массовая доставка и налаженный сервис — круто, но иногда проекты с индивидуальным подходом окупаются гораздо быстрее, чем онлайн-магазины, в которых есть всё. Тщательно выбирайте направление и не спешите вкладывать деньги инвесторов в «сырой» бизнес-план.
Уделите внимание тщательному отбору поставщиков. У оптовых ритейлеров обычно более выгодные условия, чем у производителей. Зато при сотрудничестве напрямую появляется доступ к продукции высокого качества и более выгодные цены. Производители заинтересованы в новых партнёрах, но только если объёмы поставок не превышают их возможности.
Оформление сайта
После выбора ассортимента и составления бизнес-плана наступает время заняться реализацией онлайн-магазина. Предпринимателю надо выбрать систему управления контентом, найти дизайнера для разработки фирменного стиля и разработать эффективную стратегию продвижения. Для каждой задачи можно подобрать компетентных специалистов, но владельцу бизнеса обязательно нужно вникнуть во все нюансы и быть непосредственным участником процесса. Не только утверждать идеи дизайнера или маркетолога, а предлагать свои.
Первый шаг на пути к проекту электронной коммерции — современный дизайн. Оформление площадки должно быть адаптировано под целевую аудиторию. Если на сайте продаются экологические продукты, атмосфера должна располагать к покупке.
Важные детали:
- Ориентируйтесь на смартфоны. Доля заказов с мобильных устройств увеличивается с каждым годом. Пользователи смотрят товары с компьютера только для сравнения или поиска дополнительных предложений.
- Сфокусируйтесь на юзабилити. Сайт должен быть спроектирован так, чтобы любой пользователь смог посмотреть товары, собрать корзину и отправить заявку.
- Соблюдайте баланс. Не жертвуйте удобством ради уникальности. Главная задача интернет-магазина — продавать, а не развлекать.
- Следите за шрифтами. Гармоничная типографика обеспечивает быстрое восприятие информации.
- Не копируйте идеи. Следить за конкурентами надо, но не стоит повторять их опыт на своём проекте.
- Разработайте понятную структуру. Для маленьких магазинов навигация может состоять из нескольких ссылок, а вот крупные площадки часто не уделяют внимание меню. Если пользователь не сможет найти подходящую категорию, до заказа он точно не дойдёт.
В качестве идеального примера выступает относительно новый проект бренда Ozon. Магазин предлагает купить не только книги или бижутерию, но и еду. От молочной продукции до редких сыров и дорогого чая.
В категориях доступны вложенные разделы и удобные фильтры. В верхней части можно выбрать товары без глютена, ГМО, лактозы и сахара. Для людей, которые следят за своим питанием, это идеальный вариант. Выбрал вкусности в одном месте, собрал корзину, оплатил картой и быстро получил заказ.
Дизайн маркетплейса располагает делать покупки, а интерактивные модули подогревают интерес. Дальше мы разберёмся с тем, какие возможности должны быть в интернет-магазине продуктов. Пока что проанализируйте дизайн торговой площадки и выберите фишки, которые можно использовать в своём магазине.
Техническая реализация
На рынке много систем управления контентом и сервисов для аренды интернет-магазина. Запустить eCommerce проект не составит труда. Надо выбрать один из вариантов, найти специалиста для адаптации дизайна, загрузить товары, настроить SEO-оптимизацию и запустить маркетинговую стратегию.
Любой онлайн-магазин представляет собой готовый набор элементов:
- меню;
- раздел «Помощь» с описанием нюансов оплаты, возврата и доставки;
- виртуальная корзина;
- форма заказа;
- категории с фильтрацией;
- личный кабинет;
- виш-лист;
- сравнение товаров.
Главные точки соприкосновения торговой площадки с аудиторией — категории, карточка продукта и навигация. Пользователи активно пользуются меню, выбирают подходящие рубрики и наполняют корзину.
Обязательно проработайте систему фильтров. Набор атрибутов должен подстраиваться под выбранный раздел. Желательно сделать так, чтобы применение параметров выполнялось без перезагрузки страницы. Если покупателю придется ждать 10-20 секунд, чтобы сузить круг поиска, это негативно скажется на поведенческих факторах.
В онлайн-магазине продуктов auchan.ru реализован продуманный механизм сортировки. После выбора любой опции из списка область контента затемняется и становится доступна после обновления результатов. На это уходит буквально 2-3 секунды. После этого можно посмотреть товары и добавить их в корзину без перехода на отдельную страницу.
Страница товара
В карточке размещают характеристики продукта, информацию о доставке и наличии, отзывы и блок похожих товаров. Парадоксально, но пользователи любят писать о личном опыте, даже когда покупают чай за 100 рублей. Это влияет на решение потенциальных покупателей и ранжирование в поисковых системах.
Проработайте форму отзывов, чтобы в неё можно было добавить не только текст, но и картинки. Пользовательский контент — отличный способ обновления сайта. Он идеально подходит для больших магазинов.
Приложение для смартфонов
Главное преимущество онлайн-магазина — удобство. Человеку не нужно искать товар на полках, стоять в очереди и ссориться с персоналом. Открыл смартфон, заказал любимую колбасу и через пару часов наслаждаешься вкусным бутербродом.
Если не брать во внимание гипермаркеты, которые продают на миллионы рублей в месяц, в нише мобильных устройств нет явных лидеров. Есть приложения, которые собирают промокоды и скидки, планировщики, а вот полноценных решений для заказа продуктов питания нет.
Разрабатывать приложение для Android и iOS стоит после запуска сайта и тщательного тестирования. Позаботьтесь о том, чтобы у проекта был мощный сервер, иначе в периоды нагрузки люди не смогут оформить заказ.
Особенности доставки
Логистика в этой нише является одним из трех факторов, которые влияют на опыт клиентов сильнее всего. Чтобы стоимость доставки окупалась, можно ввести минимальное ограничение для суммы заказа. Многие магазины в этой нише так делают, ведь люди могут заказать 3 пакета молока и попросить доставить их в другой конец России.
Для продвижения магазина пригодятся маркетинговые инструменты: промокоды, программа лояльности, бонусы за активность и другие фишки. Проект delikateska.ru пошёл дальше. Кроме продажи свежих продуктов, на сайте предлагают услуги заточки ножей, забора батареек на переработку и обмена мусора на виртуальные баллы.
Спрос на продукты будет всегда. Особенно те, которые не найти в ближайшей «Пятёрочке». Чтобы затраты на развитие интернет-проекта окупились, проанализируйте конкурентов, выберите направление и разработайте пошаговую стратегию продвижения.