Как открыть и создать интернет-магазин продуктов: особенности направления, целевая аудитория и технические нюансы

Продукты питания — стабильная ниша, которая почти не зависит от сезонных колебаний и финансового кризиса. Люди покупают еду всегда, и предприниматели могут на этом неплохо заработать.

В статье поговорим о сложностях, с которыми столкнется бизнесмен, который захочет открыть интернет-магазин продуктов. Выясним, как создать коммерчески успешную площадку.

Особенности ниши

Пользователи интернета в России активно приобщаются к западным традициям онлайн-шоппинга. В Америке и других развитых странах люди давно заказывают продукты через сеть. Есть даже умные холодильники, которые анализирует содержимое, автоматически составляют список покупок и отправляют хозяину на утверждение. Затем домой приезжает курьер и привозит свежую колбасу, зелень, кофе и молоко. В России технологии пока не вышли на такой уровень, но через 10-15 лет это может случиться.

Продавать еду через интернет выгодно, рынок активно растёт, поэтому именно сейчас идеальное время для создания интернет-магазина продуктов. Есть сложности с организацией торговли, но при желании с ними можно справиться.

Важные нюансы:

  1. Высокая конкуренция. Крупные оффлайн сети активно развивают онлайн-версии своих гипермаркетов. У «Пятёрочки» и «Перекрёстка» есть сайты, где можно ознакомиться с ассортиментом и оформить заказ.
  2. Организационные трудности. Запустить интернет-магазин еды сложнее, чем площадку по продаже ювелирных изделий или товаров ручной работы. Надо соблюдать санитарные нормы, арендовать подходящее помещение, поддерживать микроклимат, следить за качеством продуктов.
  3. Возражения клиентов. Людям проще пойти в ближайший супермаркет и собрать корзину там, чем выбирать молоко через браузер. Они могут на месте проверить срок хранения и не надо ждать курьера несколько дней.
  4. Ответственный выбор поставщиков. На рынке много оптовых производителей, но найти партнёров для сотрудничества и договориться о приемлемых ценах непросто.
  5. Наценка зависит от категории товара. На хлебобулочных изделиях или молочной продукции много не заработаешь. Люди знают примерные расценки в оффлайне и не будут платить больше.
Продуктовый супермаркет «Озона»

На западе у бизнеса по продаже еды миллиардные обороты. Пользователи заказывают не только бакалею, но и молочную продукцию, фрукты и другие вкусности. Для создания и продвижения онлайн-площадки под российскую аудиторию понадобится чёткий бизнес-план, и продуманная маркетинговая стратегия.

Чтобы вложения в проект окупились, нужны три компонента: лояльная аудитория, выгодные цены и комфортный сервис. Если клиенты несколько раз получат несвежие продукты, они уйдут к конкурентам или вернуться к традиционным походам в обычные магазины.

Целевая аудитория

Продукты покупают все категории населения: от студентов до пенсионеров. Вопрос в том, как мотивировать их перейти на онлайн-шоппинг. Для решения задачи пригодятся все инструменты: от привлекательных цен до программ лояльности и персональных бонусов за регистрацию в личном кабинете.

Собирательный портрет целевой аудитории:

  1. Платежеспособный возраст. От 20 лет.
  2. Преимущественно женщины.
  3. Жители развитых регионов. В лидерах Москва и Санкт-Петербург из-за высокого темпа жизни.
  4. Активные пользователи интернета.

Ядро целевой аудитории — люди среднего возраста, которые давно пользуются преимуществами интернет-торговли. Они покупают в онлайн-магазинах электронику, бытовую технику, одежду и другие товары.

Продукты питания — очень деликатная тема. Покупателям нужна уверенность в том, что они покупают качественную продукцию. Если с товарами возникнут проблемы, вернуть доверие будет проблематично. Можно провести аналогию с обычными магазинами. Если человек один раз купил колбасу и несколько дней боролся с симптомами отравления, вряд ли он вернётся за покупками в торговую сеть. Просто пойдёт в соседний магазин.

Развивать онлайн-гипермаркет без чёткой специализации трудно. Надо удовлетворять запросы разных категорий покупателей. Кто-то любит элитный сыр с плесенью. Другие не могут провести торжество без редких колбас.

Эко продукты

Сейчас в тренде тема экологичности и правильного питания. Люди покупают зелень, фрукты и овощи. Спрос на мясо и колбасные изделия сохраняется, но их можно купить в любом местном магазине. А вот качественную фермерскую еду и морепродукты найти не так просто.

Наполнение витрины

От правильного выбора ассортимента зависит успех любого проекта. Мы уже отмечали, что продавать еду сложнее, особенно, если речь идёт о скоропортящейся продукции с ограниченным сроком годности. Для замороженных полуфабрикатов и снэков понадобится специальное холодильное оборудование и отказоустойчивая система. А вот чтобы открыть интернет-магазин по продаже охлажденного мяса, надо собрать стартовый капитал, продумать условия хранения и найти поставщиков с хорошей репутацией.

Выбор ассортимента напрямую зависит от способа доставки. Если интернет-площадка будет работать на базе существующей торговой сети, организовать логистику будет несложно. Клиенты могут приходить в магазин за своим заказом. Не надо тратиться на доставку, обслуживание техники и зарплату курьера.

Законодательство запрещает пересылку скоропортящихся продуктов. Овощи и фрукты надо отправлять в специальных боксах с хорошей вентиляцией. Стоимость перевозки «хрупких» товаров дороже. Плюс надо обеспечить стабильный спрос на еду, иначе она может потерять товарный вид до продажи, и придется её списать. Надо делать закупки осторожно и прогнозировать спрос.

Доступные варианты:

  • овощи, фрукты и зелень;
  • молочная продукция;
  • мясо и птица;
  • рыба и морепродукты;
  • колбасы и деликатесы;
  • замороженные продукты;
  • бакалея;
  • орехи, снэки;
  • кондитерские изделия;
  • диетическое питание;
  • консервация;
  • наборы продуктов.
Товарная витрина «Перекрёстка»

Если у предпринимателя нет чёткой стратегии по организации общетематического магазина, лучше сконцентрироваться на одном направлении. Рост спроса на экологичные товары привлекает внимание крупных игроков рынка ритейла. Пока в нише нет лидеров можно создать свой проект и постепенно превратить его в узнаваемый бренд.

Можно продавать шоколад и кондитерские изделия ручной работы. Если организовать быструю доставку, покупатели найдутся во всех регионах. Надо организовать логистику и заключить соглашение с надежной курьерской службой. Конфеты могут долго сохранять товарный вид, но шоколад со временем стареет и теряет вкусовые качества. Люди перестанут делать заказы, если посылки будут доставлять неделю или ещё дольше.

Массовая доставка и налаженный сервис — круто, но иногда проекты с индивидуальным подходом окупаются гораздо быстрее, чем онлайн-магазины, в которых есть всё. Тщательно выбирайте направление и не спешите вкладывать деньги инвесторов в «сырой» бизнес-план.

Уделите внимание тщательному отбору поставщиков. У оптовых ритейлеров обычно более выгодные условия, чем у производителей. Зато при сотрудничестве напрямую появляется доступ к продукции высокого качества и более выгодные цены. Производители заинтересованы в новых партнёрах, но только если объёмы поставок не превышают их возможности.

Расценки оптовых баз

Оформление сайта

После выбора ассортимента и составления бизнес-плана наступает время заняться реализацией онлайн-магазина. Предпринимателю надо выбрать систему управления контентом, найти дизайнера для разработки фирменного стиля и разработать эффективную стратегию продвижения. Для каждой задачи можно подобрать компетентных специалистов, но владельцу бизнеса обязательно нужно вникнуть во все нюансы и быть непосредственным участником процесса. Не только утверждать идеи дизайнера или маркетолога, а предлагать свои.

Первый шаг на пути к проекту электронной коммерции — современный дизайн. Оформление площадки должно быть адаптировано под целевую аудиторию. Если на сайте продаются экологические продукты, атмосфера должна располагать к покупке.

Важные детали:

  1. Ориентируйтесь на смартфоны. Доля заказов с мобильных устройств увеличивается с каждым годом. Пользователи смотрят товары с компьютера только для сравнения или поиска дополнительных предложений.
  2. Сфокусируйтесь на юзабилити. Сайт должен быть спроектирован так, чтобы любой пользователь смог посмотреть товары, собрать корзину и отправить заявку.
  3. Соблюдайте баланс. Не жертвуйте удобством ради уникальности. Главная задача интернет-магазина — продавать, а не развлекать.
  4. Следите за шрифтами. Гармоничная типографика обеспечивает быстрое восприятие информации.
  5. Не копируйте идеи. Следить за конкурентами надо, но не стоит повторять их опыт на своём проекте.
  6. Разработайте понятную структуру. Для маленьких магазинов навигация может состоять из нескольких ссылок, а вот крупные площадки часто не уделяют внимание меню. Если пользователь не сможет найти подходящую категорию, до заказа он точно не дойдёт.
Внешний вид супермаркета «Озона»

В качестве идеального примера выступает относительно новый проект бренда Ozon. Магазин предлагает купить не только книги или бижутерию, но и еду. От молочной продукции до редких сыров и дорогого чая.

В категориях доступны вложенные разделы и удобные фильтры. В верхней части можно выбрать товары без глютена, ГМО, лактозы и сахара. Для людей, которые следят за своим питанием, это идеальный вариант. Выбрал вкусности в одном месте, собрал корзину, оплатил картой и быстро получил заказ.

Дизайн маркетплейса располагает делать покупки, а интерактивные модули подогревают интерес. Дальше мы разберёмся с тем, какие возможности должны быть в интернет-магазине продуктов. Пока что проанализируйте дизайн торговой площадки и выберите фишки, которые можно использовать в своём магазине.

Техническая реализация

На рынке много систем управления контентом и сервисов для аренды интернет-магазина. Запустить eCommerce проект не составит труда. Надо выбрать один из вариантов, найти специалиста для адаптации дизайна, загрузить товары, настроить SEO-оптимизацию и запустить маркетинговую стратегию.

Любой онлайн-магазин представляет собой готовый набор элементов:

  • меню;
  • раздел «Помощь» с описанием нюансов оплаты, возврата и доставки;
  • виртуальная корзина;
  • форма заказа;
  • категории с фильтрацией;
  • личный кабинет;
  • виш-лист;
  • сравнение товаров.

Главные точки соприкосновения торговой площадки с аудиторией — категории, карточка продукта и навигация. Пользователи активно пользуются меню, выбирают подходящие рубрики и наполняют корзину.

Обязательно проработайте систему фильтров. Набор атрибутов должен подстраиваться под выбранный раздел. Желательно сделать так, чтобы применение параметров выполнялось без перезагрузки страницы. Если покупателю придется ждать 10-20 секунд, чтобы сузить круг поиска, это негативно скажется на поведенческих факторах.

Пример блока фильтров

В онлайн-магазине продуктов auchan.ru реализован продуманный механизм сортировки. После выбора любой опции из списка область контента затемняется и становится доступна после обновления результатов. На это уходит буквально 2-3 секунды. После этого можно посмотреть товары и добавить их в корзину без перехода на отдельную страницу.

Страница товара

В карточке размещают характеристики продукта, информацию о доставке и наличии, отзывы и блок похожих товаров. Парадоксально, но пользователи любят писать о личном опыте, даже когда покупают чай за 100 рублей. Это влияет на решение потенциальных покупателей и ранжирование в поисковых системах.

Проработайте форму отзывов, чтобы в неё можно было добавить не только текст, но и картинки. Пользовательский контент — отличный способ обновления сайта. Он идеально подходит для больших магазинов.

Нестандартный вид отзывов

Приложение для смартфонов

Главное преимущество онлайн-магазина — удобство. Человеку не нужно искать товар на полках, стоять в очереди и ссориться с персоналом. Открыл смартфон, заказал любимую колбасу и через пару часов наслаждаешься вкусным бутербродом.

Если не брать во внимание гипермаркеты, которые продают на миллионы рублей в месяц, в нише мобильных устройств нет явных лидеров. Есть приложения, которые собирают промокоды и скидки, планировщики, а вот полноценных решений для заказа продуктов питания нет.

Разрабатывать приложение для Android и iOS стоит после запуска сайта и тщательного тестирования. Позаботьтесь о том, чтобы у проекта был мощный сервер, иначе в периоды нагрузки люди не смогут оформить заказ.

Особенности доставки

Логистика в этой нише является одним из трех факторов, которые влияют на опыт клиентов сильнее всего. Чтобы стоимость доставки окупалась, можно ввести минимальное ограничение для суммы заказа. Многие магазины в этой нише так делают, ведь люди могут заказать 3 пакета молока и попросить доставить их в другой конец России.

Для продвижения магазина пригодятся маркетинговые инструменты: промокоды, программа лояльности, бонусы за активность и другие фишки. Проект delikateska.ru пошёл дальше. Кроме продажи свежих продуктов, на сайте предлагают услуги заточки ножей, забора батареек на переработку и обмена мусора на виртуальные баллы.

Выгодные предложения

Спрос на продукты будет всегда. Особенно те, которые не найти в ближайшей «Пятёрочке». Чтобы затраты на развитие интернет-проекта окупились, проанализируйте конкурентов, выберите направление и разработайте пошаговую стратегию продвижения.

Без рубрики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *