Аналитика помогает быстро определить тенденции по разным позициям товаров и, либо увеличить поставки, либо напротив побыстрее избавиться от убыточных позиций. В свою очередь маркетплейсы практически полностью вытеснили небольшие интернет-магазины, так как начинающему предпринимателю проще продавать на крупных платформах, где уже все настроено, чем пытаться самостоятельно создать свой интернет-магазин и отладить все бизнес-процессы. Однако у них не очень хорошо обстоят дела в плане инструментов аналитики. Встроенные варианты дают очень поверхностные данные, поэтому для лучшей эффективности рекомендуется использовать сторонние сервисы аналитики.
Маркетплейсы или собственный интернет-магазин: где проще делать аналитику
Многим веб-мастерам и интернет-предпринимателям старой закалки привычнее и проще настраивать аналитику в интернет-магазине. Например, в админ-панели можно без проблем вставить код условной Яндекс Метрики, которая будет давать самые полные данные о посещаемости и поведении пользователей на сайте. На маркетплейсе вставить сторонний код счетчиков у вас не получится, поэтому придется использовать другие инструменты.
Основная проблема в том, что для аналитики на маркетплейсах и сайтах интернет-магазинов могут использоваться разные инструменты. Тем не менее, это не значит, что сбор данных на них осложнен. Просто он производится иначе, с использованием других сервисов, нежели, чем для аналитики интернет-магазинов.
Вероятно, в ближайшем будущем, маркетплейсы окончательно вытеснят небольшие независимые интернет-магазины. Дело в том, что они дают полностью готовую инфраструктуру: сайт, заинтересованных посетителей, шаблон оформления товарных карточек, собственные инструменты аналитики, логистические мощности. Все, что требуется от продавца это изучить ситуацию на рынке, загрузить информацию о своих товарах на площадку и ждать первых продаж.
Сама аналитика на маркетплейсах отличается от таковой у интернет-магазинов. В последнем случае основной упор делается на поисковое продвижение: сколько человек пришло по тому или иному запросу, как долго они пробыли на странице, перешли ли на другие страницы. На маркетплейсах чаще аналитика касается именно продаж и целевых действий: как меняется цена на ваш товар у конкурентов, какую позицию вы занимаете в рейтинге, сколько человек добавили ваш товар в избранное.
Как аналитика помогает увеличить продажи
Часто предприниматели, работающие только на маркетплейсах, не слишком занимаются аналитикой. В основном они смотрят на сугубо технические показатели: количество покупок, положительных отзывов, соотносят уровень доходов и расходов. В лучше случае они могут следить еще за трендами, чтобы вовремя начать продавать “хайповый” товар или наоборот убрать из продажи товар, вышедший из тренда.
Чтобы вести успешный бизнес на любой площадке в долгосрочной перспективе, вам нужно проводить тщательную аналитику. Таким образом вы будете знать, какие товары в тренде на той или иной площадке, сможете учиться на своих ошибках, проводить более эффективные рекламные кампании, делать оформление карточек более продающем. Да, аналитика не сразу даст быстрый прирост доходов, но в долгосрочной перспективе затраты денег и времени себя окупят многократно. Например, вы сможете аргументировано отказать от продажи заведомо убыточного товара или наоборот начать продажу потенциально “хайпового” товара раньше конкурентов.
В зависимости от платформы в личном кабинете продавца могут предоставляться разные данные по статистике. Где-то они скудные, а где-то есть расширенная статистика и даже предлагаются рекомендации. Однако без сторонних аналитических инструментов вам вряд ли получится обойтись – предоставляемых данных все равно будет недостаточно для глубинной аналитики. Дело в том, что для глубокого анализа придется смотреть не только на показатели вашего магазина, но и на показатели конкурентов тоже, а их не покажет ни один маркетплейс. Тем не менее, сторонние сервисы способны в автоматическом режиме собрать все необходимые данные.
Не нужно возлагать на сервисы аналитики слишком большие надежды. Они предоставляют вам полезную информацию, иногда дают рекомендации, но никак не гарантируют быстрый рост продаж. Все зависит от того, как вы воспользуетесь представленной информацией. Тем не менее, владея всеми необходимыми данными, вы можете составить план повышения оборота магазина, выбрать перечень наиболее желательных товаров, сделать описание карточек более продающим.
Подводя итог, зачем продавцу на маркетплейсе нужна сторонняя аналитика:
- чтобы увидеть картину на рынке целиком;
- посмотреть данные, которые маркетплейс не отображается в статистике личного кабинета;
- для анализа действий конкурентов;
- для составления более подробного портрета целевой аудитории.
Некоторые сервисы способны не только показывать данные анализа, но и делать по ним автоматическую аналитику. В основном, она касается рутинных задач по типу сравнения показателей за разные периоды.
Популярные аналитические сервисы для маркетплейсов
Они заслужили доверие большинства предпринимателей, плюс, имеют понятный интерфейс и отзывчивую техническую поддержку. Рассмотрим каждый из сервисов по отдельности.
Moneyplace.io
Самый популярный инструмент. Поддерживает работу с главными российскими маркетплейсами: OZON, Яндекс Маркет, Wildberries. Еще есть поддержка AliExpress, которым продавцы из России и СНГ интересуются все активнее. С помощью встроенных инструментов вы можете оптимизировать продажи в своем интернет-магазине: найти новые товарные ниши, сравнить объемы продаж. Также здесь инструменты для анализа конкретного товара, категории: изменение цен, выручка, скидки, изменения в выдаче. На основе полученных данных система может составить даже прогноз продаж на будущий месяц.
Информация структурируется в виде таблиц и инфографики. Работать с ней максимально удобно даже неподготовленному пользователю. Сбор и вывод данных осуществляется за периоды в 7, 14 и 30 дней.
Посмотреть оборот интересующего товара или категории можно по ключевому запросу. Вам будет показано количество продаж, средняя цена за единицу товара, примерное количество единиц в наличии. Помимо выбора маркетплейса, вы также можете посмотреть данные по типу доставки – они могут различаться для FBO и FBS.
Анализировать можно не только товары, категории и площадки, но и даже конкретных продавцов. Очень удобно, так как позволяет вам понять как обстоят дела у конкурентов. Данные, приведенные на графиках берутся из открытых источников. Так можно узнать: общую выручку за период, количество продаж, средний чек, количество остатков, отследить изменение динамики продаж.
Пользоваться сервисом можно только на платной основе. Бесплатно предлагается только 7-дневный пробный период. Разброс по тарифам от 4 тысяч до 90 тысяч рублей. В самом базов тарифе доступны только OZON и Wildberries.
Итог: это отличный сервис для анализа собственных продаж, конкурентов, общей ситуации с выбранным товаром или категорией. Еще инструмент отлично подходит для тех, кто выбирает, какими товарами начать торговать.
mpstats.io
Сервис анализа продаж на Wildberries. Для работы вам потребуется загрузить API своего магазина, после чего алгоритм составит подробную статистику в соответствии с вашим тарифным планом. Кстати, здесь есть бесплатный тарифный план, но он дает не больше возможностей, чем встроенные инструменты аналитики в Wildberries. Основной интерес представляют именно платные тарифы. Самый минимальный план идет от 4 тысяч рублей в месяц, а максимальный до 80 тысяч.
Здесь, по аналогии с предыдущим сервисом, можно отслеживать статистику конкурентов, товаров и категорий. Основываясь на этих данных, вам будет проще сформировать собственный ассортимент и составить ожидания по числу продаж.
Представление данных не такое удобное, как у Moneyplace, но по информативности ничем не уступает. Аналитика товара подробная, графики насыщенные все отличается по цветам, иногда приходится долго всматриваться, какой график к какой цифре относится. Часть данных представлена также в табличном виде, что не всегда удобно. Например, таблица получается такой длинной, что приходится использовать горизонтальную прокрутку.
Итог: большой плюс, что у этого сервиса есть полноценный бесплатный тариф. К минусам можно отнести сильную ограниченность этого бесплатного тарифа и не очень удобный интерфейс.
EggHeads Solutions
Сервис для работы с “Вайлдберриз” и “Озон”. Ключевая особенность заключается в бесплатном подробном аудите интернет-магазина и ниши. Неплохой бонус, если учитывать, что анализ проводит не только алгоритм, но и специально обученный человек, который вам все подробно объяснит и расскажет. Правда, на этом серьезные видимые преимущества заканчиваются.
На сайте у команды EggHeads Solutions не указано никаких тарифных планов, а интерфейс личного кабинета для аналитики показан очень скудно. Из-за этого сложно сделать однозначный вывод об удобстве и качестве работы сервиса. Разработчики утверждают, что делают упор на индивидуальный подход и приставляют каждому клиенту личного менеджера. У сервиса действительно хорошая репутация и ему доверяют даже знаменитые бренды, но вот общая непрозрачность отталкивает начинающих предпринимателей.
Скорее всего, цену вам озвучат после проведения аудита, основываясь на ваших показателях роста и пожеланиях.
Итог: сервис можно попробовать в качестве инструмента для бесплатного аудита, но вот о том, стоит ли с ними работать на постоянной основе очень сложно, так как команда предоставляет о себе и инструменте минимум информации.
Pi-Data
Вообще это большой сервис для оптимизации продаж на OZON и Wildberries. У него самая подробная аналитика среди всех представленных сервисов. Например, здесь можно узнать свою долю на рынке (или долю конкурента), провести поиск ниши и много чего еще по мелочи. Причем по каждой разновидности дается несколько графиков, позволяющих взглянуть на информацию под разным углом. Для удобства большие объемы информации легко группируются, выделяются и сортируются.
Большой объем данных, предоставляемых сервисом для анализа – это одновременно и плюс, и минус. Чем больше у вас информации, тем вам легче составить полную картину рынка. Однако, чтобы разобраться со всеми этими графиками придется потратить немало времени. Личный менеджер есть не на всех тарифах и не всегда может оказать оперативную помощь. Еще в незначительные недостатки можно отнести немного устаревший интерфейс.
Тарифный план здесь один из самых доступных: от 2 до 10 тысяч рублей. Есть отдельные тарифы для анализа конкурентов. В обоих случаях доступна бесплатная демо-версия на одну неделю.
Итог: это многофункциональный сервис для анализа и оптимизации бизнес-процессов в интернет торговле. Больше всего он подойдет тем, кто занимается аналитикой профессионально или хотя бы прошел продвинутые курсы. Простой пользователь быстро запутается в обилии графиков и не факт, что сможет нормально в них разобраться.
Как выбрать сервис для работы с аналитикой на маркетплейсах
Помимо рассмотренных выше платформ существуют и другие сервисы, которые тоже отвечают за аналитику. Перед тем, как переходить на платный тариф, нужно окончательно определиться, с кем будете сотрудничать. Обращайте внимание при выборе на эти факторы:
- Доступные возможности. Чем их больше, тем лучше, но смотрите на то, будете ли вы пользоваться ими всеми. Возможно, что часть вам не нужна, поэтому можно обойтись более дешевым тарифом. Однозначно не стоит платить за те возможности, которые и так представлены в личном кабинете продавца на маркетплейсе.
- Гибкость тарифов. Чем больше тарифных планов тем лучше – вам будет проще оплатить те возможности, которые вас интересуют и не платить за те, которые бесполезны.
- Наличие тестового периода. Перед тем, как оплатить тариф, неплохо было бы подробно ознакомиться с доступным функционалом платформы. Тестовые период как раз позволяет это сделать.
- Наличие обучающих материалов. Если вы не профессиональный аналитик, то самостоятельно вам будет сложно разобраться в сложных графиках и принципах их работы, а тем более еще делать прогнозы на их основе. Обучающие материалы от команды выбранного сервиса очень сильно облегчат вам работу.
- Наличие службы поддержки. Она есть практически у любых сервисов, но важно обращать внимание на ее оперативность и адекватность ответов.
- Перечень доступных маркетплейсов. Какие-то сервисы работают только с одной платформой, другие поддерживают несколько.
- Срок хранения данных. Чем за больший период собрано данных, тем легче составлять прогнозы и аналитику. Узнайте, как долго выбранный вами сервис согласен хранить ваши данные и можете ли вы их выгрузить.
Заключение
Пользоваться или нет сторонними сервисами аналитики каждый предприниматель решает для себя сам. С их помощью получается делать более точные прогнозы продаж, видеть ситуацию у конкурентов и в общем на рынке. Владея этими данными гораздо легче выстраивать стратегию продажи, предугадывать возможные тренды. Тот, кто владеет информацией часто имеет весомое конкурентное преимущество перед тем, кто ей не владеет. В случае с маркетплейсами, если вы правильно сможете применить полученные данные, то сможете быстро наработать репутацию и запустить поток продаж.