Штрафы Wildberries: за что, как и на сколько маркетплейс может наказать продавцов и поставщиков

Для продажи товаров на Wildberries продавец должен согласиться с договором-офертой, которая регулирует правила использования платформы, взаимодействие с покупателями и администрацией. В случае нарушения некоторых положений из этого договора будут наложены штрафы, а в определенных ситуациях может быть даже заблокирован аккаунт. Иногда перед введением санкций со стороны маркетплейса следует предупреждение, а иногда нет – все зависит от конкретной ситуации.

Разберемся, за что и какие санкции может применить Wildberries в отношении продавца.

Система штрафов на Wildberries: как работает

В случае незначительных нарушений администрация высылает вам предупреждение. Если по каким-то причинам нарушение не было устранено, то администрация уже начинает активные действия: блокирует карточки товаров, приостанавливает работу продавца, вводит штрафы. Они вычитаются из выручки за последний период в вашем личном кабинете. Если же выручка оказалась меньше выписанного штрафа, то от вас потребуется внести недостающую сумму в течение 5 дней. В случае отказа оплачивать штраф ваш аккаунт со всеми средствами на нем будет заблокирован.

Не всегда штрафовать будет именно маркетплейс. Если, например, на маркетплейс подадут в суд из-за товара, который разместили вы, то от вас потребуется компенсировать все издержки, плюс, оплатить штрафы, которые будут наложены судом.

С поправками в договор оферты, принятыми в конце 2021 года у Wildberries стало меньше позиций, за которые штрафуют. Однако это не значит, что штрафов стало меньше, так как формулировки в обновленной оферте стали более размытыми, что увеличивает риск получения штрафа. Тем не менее, есть два случая, когда можно нарваться на штраф, плюс, один, когда есть высокий риск получить блокировку аккаунта, но без штрафов.

Стоит заметить, что если у вас нет неоплаченных штрафов, но аккаунт был заблокирован и восстановить его нет возможности, то деньги с него все же можно вывести. Для этого свяжитесь с представителем Wildberries, чтобы вам выдали инструкции.

Штраф за сорванную поставку

Если вы сорвали поставку на склад “Вайлдберриз”, то получите штраф от самой платформы, который оплачивается с баланса вашего лицевого счета. Есть две ситуации, когда можно нарваться на штраф:

  • Товар размещен на маркетплейсе, но еще не продан и не доставлен на склад. Накладывается в том случае, когда вы зарезервировали ячейку на определенное время, но не доставили в оговоренные сроки.
  • Товар размещен и уже продан, но не доставлен на склад “Вайлдберриз”. Если вы храните товар на собственном складе до момента продажи, то в момент поступления заказа вы обязаны оперативно доставить его на склад маркетплейса для последующей отправкой покупателю. Под “оперативно” подразумеваются сроки в 96, 120 или 144 часа (они выбираются вами).

В обоих случаях штраф будет составлять 30% от стоимости задержанного товара или товаров. Начисление этого штрафа можно избежать только в том случае, если вы самостоятельно доставили товар до получателя и сделали это в сроки, уведомив при этом Wildberries. Причем уведомление нужно прислать тоже в сроки. В случае, если вы доставили товар самостоятельно, но все равно не уложились в сроки, то плата за неустойку будет той же – 30% от суммы товара.

Помните, что уплата штрафа не освобождает от необходимости доставить товар, пускай и с опозданием. Если вы еще сильнее затяните с доставкой, то вас обяжут вернуть деньги покупателю без учета штрафа, то есть 100% первоначальной стоимости плюс 30% штрафа.

Также штраф по аналогичной схеме может быть наложен в случае, если вы отменили заказ покупателя – в таком случае вам придется вернуть полную стоимость плюс 30% неустойки. Исключение может быть в том случае, если возврат пришлось делать по вине Wildberries. Правда, это придется доказать, например, неоднократным обращением в техническую поддержку.

Штрафы за нарушение правил выкупа товаров

Согласно договору-оферты Wildberries имеет право выкупить у любого продавца любой товар, который посчитает нужным. Естественно, администрация маркетплейса оплатит полную стоимость выкупаемой единицы. Выкупаемый товар должен быть уже на складе “Вайлдберриз”. Со склада продавца выкупить его невозможно.

Если маркетплейс заинтересовал какой-то из ваших товаров, который находится на его складе, то он посылает вам соответствующее уведомление о выкупе. По факту это заключенный в одностороннем порядке договор купли-продажи. После отправления уведомления товар переходит в собственность маркетплейса, а деньги за него поступают на счет продавца в течение 20 дней.

Пример уведомления о выкупе от Wildberries

От продавца требуется передать администрации “Вайлдберриз” универсальный передаточный документ – УПД. Срок передачи 5 дней с момента получения уведомления. Примечательно, что он может быть сокращен, если до конца месяца осталось меньше времени. При нарушении сроков продавца обяжут оплатить расходы маркетплейса на перемаркировку товара и других операциях, например, упаковки. Также WB имеет право обязать продавца компенсировать все убытки, связанные с реализацией выкупленного товара. В случае игнорирования штрафа и/или отказа от передачи УПД, но с уплатой расходов маркетплейса, его администрация может временно заблокировать все выплаты до тех пор, пока вы не передадите нужные документы.

Оплата судебных издержек и компенсаций

В обновленной оферте Wildberries убрал большую часть пунктов, за которые можно получить штраф напрямую от платформы, однако это не значит, что за их нарушение вам ничего не будет. Если вдруг из-за какого-то вашего товара на “Вайлдберриз” подали в суд, то вы автоматически оплачиваете все издержки, в том числе и штрафы, которые могут присудить. Также вас могут обязать присутствовать на заседаниях вместе с представителем маркетплейса. В итоге сумма может выйти сильно больше, чем при оплате штрафов по старой редакции оферты.

Чтобы минимизировать риски судебных разбирательств, просто загружайте все необходимые документы на товар в личный кабинет или держите их при себе. Если в итоге разбирательств правда окажется на вашей стороне, то никаких издержек платить не придется. WB не требует практически никаких документов для начала деятельности в качестве продавца на платформе, но это не значит, что они вам не нужны. Почитать про документы, которые нужны для работы с маркетеплейсами можно здесь.

Далее рассмотрим несколько популярных примеров, за которые обяжут отвечать продавца.

Нарушение авторских прав

Если вы использовали без разрешения чей-то товарный знак и владелец это обнаружил, то он вправе подать в суд. Так как Wildberries в первую очередь отвечает за товары, размещенные на платформе, в суд будут подавать на них. Если раньше при обнаружении незаконного использования чужого товарного знака и/или реализации товаров без подтверждающих сертификатов продавец получал штраф в 100 000 рублей, то теперь он обязан компенсировать все судебные издержки.

Сертификат соответствия – необходимый минимум, позволяющий избежать возможные претензии со стороны третьих лиц

В качестве дополнительной “обязанности” выступает содействие в урегулировании конфликта всеми доступными способами. Это значит, что вас вполне могут обязать посещать судебные заседания и давать показания.

Конкретно Wildberries вы не платите ни копейки, но оплачиваете все издержки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Со стороны маркетплейса будет только остановка продаж всех карточек товара, с которым возникли проблемы. В особо тяжелых случаях возможна блокировка аккаунта продавца.

Обычно нарушение авторских прав может проходить по двум статьям:

  • Ст. 14.4 – продажа товара без соответствующей разрешительной документации, например, сертификата качества. За это вы обязаны заплатить штраф до 30 тысяч рублей.
  • Ст. 14.45 – нарушение авторского права на реализуемую продукцию – штраф до 300 тысяч рублей.

Продаваемый товар причинил кому-то вред

Вообще продажа товаров, которые действительно могут причинить вред: оружие, сильнодействующие лекарства, мощная пиротехника и так далее, полностью запрещены на Wildberries. Карточки с такими товарами оперативном снимаются с публикации администрацией, а продавцу дается предупреждение. Однако на маркетплейсе все равно продаются товары, которые в теории могут нанести вред. Они должны иметь соответствующие предупреждения на упаковке или в инструкциях к использованию. Если все это присутствует, то ни к вам, ни к маркетплейсу претензий не будет.

Другое дело, когда никаких предупреждений нет, а сам товар нельзя отнести к опасным. Например, вы продаете футболки и кто-то подал в суд из-за того, что у него ухудшилось состояние здоровья после того, как он начал носить вашу футболку. Здесь есть два варианта развития событий:

  • Вы добросовестно в карточке товара и на этикетках указали состав футболки, предъявили всю необходимую документацию от производителя о том, что она безопасна. В таком случае истец сам виноват, так как не изучил внимательно характеристики или не знал, например, об аллергии на хлопок у себя. Вас в этом вряд ли можно упрекнуть.
  • Вы купили футболки у непонятного поставщика, документов у вас нет или они не соответствуют действительности, а о составе вы догадываетесь примерно. Вполне возможно, что там может использоваться что-то, что может навредить здоровью человека. Так как вы об этом нигде не написали, то истец вправе подать на вас в суд и требовать компенсации. Судиться он будет (во всяком случае на первых этапах) с Wildberries, а не с вами.
Пример описания футболки, в которой указан также состав

Скорее всего в этом случае вы попадете по статье 14.43 – торговля изделиями, качество которых не отвечает требованиям действующих техрегламентов. Штраф до 600 тысяч рублей, плюс, компенсация лечения, если оно потребовалось. Реже используется статья 14.7 – введение в заблуждение и обман потребителя.

Продаваемый товар не соответствует описанию

Обычно в этих случаях вы должны будете покрыть расходы Wildberries на обратную доставку, плюс, вернуть деньги покупателю. Есть высокий риск, что “проблемный” товар снимут с продажи, так как его характеристики могут не соответствовать заявленным. Если расхождения с заявленными в карточке характеристиками очень сильное и это не брак, то покупатель может попытаться подать в суд. Да, в большинстве случаев просто оформляют возврат через “Вайлдберриз” с возвращением средств, но в редких случаях могут и начать судиться.

Ответственность наступает по одной из статей:

  • Ст. 14.7 – введение в заблуждение потребителя о качестве продукции. Штраф до 500 тысяч рублей.
  • Ст. 7.27.1 – мошенничество. Влечет наложение штрафа до 5-кратной суммы оценочного ущерба (считайте стоимости товара), но не меньше 5 тысяч рублей.

За что можно получить блокировку аккаунта

За некоторые провинности Wildberries больше не штрафует, но блокирует аккаунт продавца. Правда, деньги с него разрешает вывести, если нет никаких неоплаченных штрафов. В первую очередь блокировка может наступить за некорректное оформление карточки товара. Вот что под этим подразумевается:

  • Фото товара не соответствует реальному товару. Нарушением считаются отличия по цвету, фактуре и так далее.
  • Недостоверное описание. Например, вы написали туда свойства и функции, которых у данного товара нет и быть не может.
  • Характеристики заполнены некорректно либо заполнены очень скудно – лучше всего туда внести как можно больше достоверной информации.
Пример корректного оформления карточки товара на WB

Блокировку аккаунта продавца за неправильно заполненную карточку товара вполне можно понять – Wildberries не хочет брать на себя ответственность за непонятный товар.

Также получить блокировку вместо штрафа можно за:

  • размещение собственной контактной информации в описании, фото или видео к товару;
  • сильно завышенную или заниженную цену по сравнению с другими аналогичными товарами;
  • спам поисковых запросов в названии и описании товара – они должны быть читаемыми для человека, а не быть набором ключевых запросов;
  • неоднократное нарушение маркировки.

Заключение

Новая редакция оферты Wildberries уменьшила количество штрафов для продавцов и поставщиков, но на них вполне реально нарваться, если не соблюдать требования платформы и законодательства РФ. Если вы считаете, что штраф или другие санкции к вам применены неправомерно, обратитесь в техническую поддержку маркетплейса для начала разбирательств.

Без рубрики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *