E-commerce в России с каждым годом становится все более популярным. Люди заказывают в интернете даже товары с ограниченным сроком годности. Например, во время пандемии ниша доставки продуктов получила мощный толчок в развитии.
В статье разберем тренды в онлайн-торговле, которые надо знать владельцам торговых площадок. Воспользуйтесь нашими советами, чтобы вывести онлайн-бизнес на новый уровень.
Почему важно следить за трендами
Погоня за трендами — неоднозначное явление, которое вызывает много споров в среде предпринимателей. Некоторые владельцы интернет-магазинов не любят менять стратегию работы. Они работают по отлаженной схеме и не следят за тем, что происходит в e-commerce.
Нельзя сказать, что такой подход к ведению онлайн-бизнеса является провальным. Если торговая площадка стабильно приносит конверсии, а целевая аудитория расширяется с каждым днём, адаптироваться под тренды совсем необязательно.
Не все новые инструменты и технологии, которые появляются в ритейле, необходимо сразу применять на своём сайте. Но есть вещи, игнорирование которых может затормозить развитие бизнеса или уменьшить прибыль.
В 2021 году стала актуальна бесконтактная доставка. Курьер приходит домой и оставляет посылку за дверью. Контакта между покупателем и сотрудником интернет-магазина или логической службы нет. Это не только безопасно, но и удобно.
Клиент заранее переводит деньги за товар, если уверен в надежности торговой площадки. Когда он заказывает одежду или обувь, то может распаковать посылку, примерить штаны или кроссовки и только потом оплатить заказ.
Теперь представьте, что в интернет-магазине нет бесконтактной доставки и заказ нельзя оплатить банковской картой или электронным кошельком. Далеко не все покупатели захотят рисковать безопасностью ради низкой цены или бонусных баллов.
Есть мнение, что бесконтактная доставка — не тренд, а необходимое изменение из-за сложной ситуации в сфере здравоохранения. Это правда, но в будущем популярность способа доставки будет увеличиваться. Даже когда пандемия закончится, многие люди будут заботиться о своем здоровье и захотят ограничить контакты с незнакомыми людьми.
Предпринимателям, которые собираются запустить интернет-магазин, надо обязательно проанализировать текущие тренды. Можно даже запустить торговую площадку по продаже продуктов, которые пользовались повышенным спросом в 2021 году. Подборка трендовых товаров есть в этой статье нашего блога.
Мониторинг трендов и погоня за ними — разные вещи. Бизнесмены, которые тратят сотни тысяч рублей, чтобы не уступать конкурентов, допускают серьёзную ошибку. Перед тем, как идти на такой серьезный шаг, необходимо тщательно проанализировать окупаемость инвестиций.
Мы собрали 7 трендов 2021 года, на которые стоит обратить внимание. Необязательно адаптировать торговую площадку под все изменения, но узнать о них точно стоит. Возможно, корректировка в стратегии работы торговой площадки поможет увеличить прибыль.
1. Рост популярности онлайн-платежей
Этот тренд стремительно наращивает обороты из-за пандемии. Многие люди полностью отказались от наличных в пользу банковских карт и бесконтактной оплаты через смартфоны. Достаточно купить телефон с поддержкой NFC, привязать к нему карту и можно оплачивать покупки «по воздуху».
Полной картины онлайн-платежей за 2021 год ещё нет, но последние исследования аналитического агентства Data Insight показывают, что количество транзакций через электронные системы увеличилось. Пользователи, которые активно покупают в интернете, стали больше заказывать онлайн.
Доверие к платежам через интернет увеличилось. Хотя крупные покупки люди по-прежнему предпочитают оплачивать наличными. Главное возражение связано с тем, что средства могут потеряться или зависнуть на стороне агрегатора. При оплате бумажными деньгами на месте покупатель получает чек и может оформить возврат, если товар не будет соответствовать заявленным характеристикам.
Доля онлайн-платежей со временем будет увеличиваться. Кроме платежных систем формата Webmoney, ЮMoney и Qiwi люди оплачивают заказы с баланса мобильного телефона и даже криптовалютами. Последний способ пока не пользуется широким спросом, но через 2-3 года ситуация может измениться.
2. Интерактивное взаимодействие
Один из главных трендов указывает на то, что людям важно максимально погрузиться в особенности продукта. Понятно, что при выборе кроссовок примерить их через экран не получится. Как и почувствовать аромат духов до поступления посылки.
Интерактивность — это про чат-боты, онлайн-консультанты, голосовые помощники и другие форматы искусственного интеллекта. Мало кто любит общаться с роботами, но иногда они помогают быстро решить задачу. Менеджеры могут подключиться в чат через 5-10 минут и часто отправляют в раздел FAQ, а чат-боты присылают полезную информацию моментально.
В последний год интерактивность проявилась в ещё одном неожиданном формате, который давно считается устаревшим — «магазин на диване». Когда продавец в режиме реального времени рассказывает о продукте, а зрители оформляют заказы после просмотра передачи.
В феврале 2020 года появилась новость о том, что Lamoda добавила в приложение виртуальную примерку обуви. Пользователю надо выбрать модель кроссовок и навести камеру на ногу. В приложении можно переключаться между доступными моделями и цветовыми вариациями. Изображение на экране обновляется за пару секунд.
Никто не говорит, что надо срочно открывать интернет-магазин кроссовок и тратить сотни тысяч рублей на реализацию виртуальной примерочной. Это всего лишь один пример из тысячи возможных вариантов увеличения конверсии с помощью интерактивных инструментов.
3. Омникальность
Интернет-магазины, которые принимают заказы только на сайте, теряют конверсии каждый день. Поддерживать работу в нескольких каналах сложно, но это инвестиции в будущее развитие. Одни пользователи любят оформлять заказы в социальных сетях, другие в мессенджерах, а третьи — через чат-ботов. Надо постараться закрыть потребности всех сегментов целевой аудитории.
У нас в блоге есть полезная статья о том, как офлайн-магазину перейти в онлайн. Если давно хотели открыть торговую площадку в интернете, воспользуйтесь нашей инструкцией. Это будет первый шаг навстречу к омниканальным продажам. Через время можно будет осваивать другие площадки продаж.
Омникальность предполагает бесперебойный приём заказов, поэтому не обойтись без помощи квалифицированных специалистов. В социальных сетях есть встроенные инструменты для онлайн-шоппинга, но может понадобиться адаптация технологий под особенности конкретного бизнеса.
Аналогичная ситуация и с мессенджерами. Они рассчитаны на распространение контента, но есть готовые чат-боты для разных задач. И сервисы, которые помогают «собрать» виртуального помощника для приёма заказов и предоставления оперативной помощи.
4. Прямое общение с брендами
Тренд особенно активно проявился в последние несколько лет. Пользователи социальных сетей любят, когда им отвечают в комментариях: шутят, забывают о шаблонах и помогают быстро решать проблемы.
Некоторые бренды, делающие ставку на «живое» общение, смогли увеличить лояльность аудитории с помощью грамотного контент-маркетинга и постоянной коммуникации с клиентами.
Прямое общение компании с целевой аудиторией необходимо правильно выстроить. Никому не нравятся скучные шутки или комментарии ради быстрой реакции. Взаимодействовать с аудиторией должен специалист, который четко знает её потребности и понимает, как выставить бренд в выгодном свете.
5. Видеоконсультации
Перед тем как купить смартфон или компьютер люди тратят много времени на анализ информации. Даже те, кто следит за трендами в нише электроники, не могут сходу выбрать модель из определенного ценового сегмента. Что уж говорить о людях, которые не разбираются в этом.
В середине прошлого года торговая сеть «М.Видео» запустила персональные видеоконсультации на сайте и в приложении. Пользователи могут получить экспертную помощь без походов в магазин и ожидания в очереди.
Консультанты не только отвечают на вопросы потенциальных клиентов, но могут показать технику в торговом зале, проверить наличие на складе поставщиков и проверить цену у конкурентов. После завершения разговора у покупателя будет выгодное предложение и решенная задача.
Для запуска видеоконсультаций необязательно писать софт с нуля. Можно использовать приложения для конференций или даже звонки в мессенджерах. Если хотите запустить услугу в интернет-магазине, позаботьтесь об идентификации клиентов во время консультаций. Отслеживание эффективности интерактивного взаимодействия поможет скорректировать стратегию работы.
6. Быстрая и недорогая доставка
Как бы удивительно это не звучало в 2021 году, но доставка — слабое место многих онлайн-ритейлеров. В крупных городах с этим обычно нет проблем, а вот в отдаленных регионах люди могут ждать свои заказы и неделю.
Срочная доставка по выгодной цене увеличивает доверие к торговой площадке. Создать комфортные условия непросто, но эта одна из главных задач, которая стоит перед владельцем интернет-магазина.
Можно запустить собственную курьерскую службу или пользоваться услугами посредников. Все зависит от подхода к работе, количества заказов и особенностей ниши. Доставлять смартфоны гораздо проще, чем крупную бытовую технику.
Постарайтесь по максимуму ускорить доставку, чтобы создать комфортный сервис для клиентов и обойти конкурентов, не уделяющих внимание этому фактору. И не забывайте акцентировать внимание на преимуществе. Рассказывайте о том, что согласовываете время доставки, покупателю не надо отпрашиваться с работы на целый день и ждать звонка.
7. Экологичность
Людей все больше интересуются продукцией брендов, которые заботятся об окружающей среде и готовы тратить больше, чтобы использовать быстроразлагаемые упаковки или экологичные технологии производства.
Важно показать, что интернет-магазин не просто гонится за трендами, а по-настоящему обеспокоен проблемами загрязнения природы. Люди легко могут отличить притворство от реальных эмоций.
Например, McDonald’s модернизировала упаковку для десерта и экономит 1200 тонн пластика в год. Это небольшое изменение позволило совершить глобальный прорыв в вопросе заботы об окружающей среде.
Владельцам интернет-магазинов стоит внимательно следить за трендами и использовать их с пользой для своего бизнеса. Тщательно продумывайте все изменения, чтобы они не принесли убытки вместо прибыли.