Как составить бизнес-план интернет-магазина — пошаговая инструкция с советами

Многие предприниматели хотят запустить торговую площадку в интернете без чёткого плана. В итоге, многие онлайн-магазины закрываются спустя несколько месяцев после запуска, бизнесмены теряют деньги и ещё долго не могут восстановить финансовое положение. Проблема планирования очень актуальна, потому что далеко не все уделяют время составлению пошаговой стратегии продвижения.

В новой статье поговорим о том, почему бизнес-план так важен и как правильно его составлять. Кроме полезной инструкции, подготовили советы для предпринимателей, которые помогут избежать распространённых ошибок.

Зачем тратить время на бизнес-план

Слово «бизнес-план» знают даже те, кто далёк от предпринимательства и не интересуется онлайн-бизнесом. Это документ, в котором фиксируется пошаговый план развития будущей торговой площадки. Там должны быть все детали и цифры: от объёма начальных инвестиций до оптимистичного плана доходности в первые годы.

Обычно бизнесмены тратят на бизнес-план минимум времени. Они загружают шаблон из сети, дорабатывают его под свои задачи и считают, что на этом подготовка заканчивается. Не секрет, что с таким подходом квалифицированные инвесторы не захотят вложить средства в сомнительный проект.

Бизнес-план должен быть составлен так, чтобы в нём были все ответы на вопросы, которые могут возникнуть у потенциальных партнёров. Если будет хотя бы один недостаток, который сильно влияет на успешность будущего цифрового проекта, инвесторы могут отказаться от участия.

Бизнес-план необходимо составлять не потому, что так делают все, а чтобы сформировать пошаговый план развития торговой площадки. Если сделать всё правильно, на документ можно опираться на протяжение всего пути развития онлайн-бизнеса.

Начинающие предприниматели часто допускают распространённую ошибку. Они находят перспективную нишу и моментально в неё погружаются. Покупают релевантный домен, начинают искать поставщиков и подключают к проекту знакомых, которым может быть интересно принять в этом участие.

В итоге оказывается, что поставщики не могут предложить выгодную цену из-за низких объемов, знакомым бизнесменам проект не интересен, а спрос на локальном рынке минимальный. Основатель перспективного интернет-магазина сильно просчитался и ему приходится расплачиваться за ошибки деньгами.

Если он не успел сильно потратиться на стартап, то цена будет не слишком высокой. Хотя часто бывает так, что предприниматели покупают домен за 100 тысяч рублей без гарантии на успешный запуск. У них возникает страх, что перспективное имя выкупит кто-то другой и его нельзя будет использовать.

Красивый домен принесёт пользу любому цифровому проекту, но платить за него такие деньги стоит, если есть чёткая уверенность в скором запуске торговой площадки. Если инвесторы хорошо оценили бизнес-план и верят в перспективность, юридическое лицо уже оформляется, а товары вот-вот приедут на склад от поставщика.

Хороший бизнес-план — «фундамент» будущего проекта, который закладывается задолго до фактического запуска интернет-магазина. Если предприниматель уделил ему достаточно внимания, то у проекта есть все шансы на быстрый рост. Даже если рынок полностью заняли конкуренты.

Выделим несколько приоритетных задач, которые решает бизнес-план:

  1. Позволяет увидеть проект со стороны. Предприниматель снимает «розовые очки» и видит будущий стартап как на ладони. Такой подход позволяет заметить недостатки, которые могут быть скрыты при поверхностном анализе.
  2. Фиксирует расходы и потенциальные доходы. Без цифр документ — всего лишь бумажки, в которых описана теория. На практике ситуация может сильно отличаться от модели, описанной в файле.
  3. Помогает увеличить интерес инвесторов. Есть ошибочное мнение, что потенциальных партнёров волнуют только цифры. На самом деле, им надо увидеть всю картину целиком.
  4. Защищает от ошибок. Если не описать все этапы развития проекта, в будущем могут появиться проблемы, требующие оперативного решения и большого количества средств.
  5. Выступает в роли навигатора. На бизнес-план можно опираться на протяжение всего пути развития проекта.
  6. Защищает от внезапных проблем. В документе описываются риски и потенциальные угрозы, которые могут стать актуальными при совпадении определённых обстоятельств.
  7. Сокращает срок окупаемости торговой площадки. Когда все цифры под рукой, работать с проектом становится проще.

Составление бизнес-плана — сложная и рутинная работа, которую лучше поручить опытным специалистам. Если запускаете интернет-магазин в первый раз и хотите получить ценный опыт, можете попробовать выполнить задачу своими силами.

Даже в таком случае не будет лишним показать пошаговый план развития профессионалам, которые могут дать экспертную оценку. Они укажут на слабые места, поделятся советами и помогут закрыть пробелы. Услуги специалистов такого уровня стоят дорого, но при правильном подходе инвестиции окупятся.

С теоретической частью закончили, теперь перейдём к практике. Ниже вас ждёт инструкция по составлению бизнес-плана, которую можно использовать на постоянной основе. В ней мы постарались затронуть все важные процессы, влияющие на успешность торговой площадки.

Пошаговая инструкция по составлению бизнес-плана

Российский e-commerce — одна из самых быстрорастущих ниш, которая с каждым годом становится всё более привлекательной для начинающих и опытных предпринимателей.

Благодаря конструкторам и сервисам для автоматизации, большинство задач можно закрыть без привлечения дорогостоящих специалистов. Даже бизнес-план реально составить своими руками. Повторите все шаги из нашей инструкции и останется только отдать документ на проверку специалистам.

Проанализируйте нишу

Анализ рынка — самый важный шаг, который определяет судьбу будущего проекта. На первый взгляд ниша может быть очень перспективной, но при детальном анализе на поверхность всплывают детали, которые полностью меняют все потенциальные прогнозы на быстрый старт.

К примеру, вы решили открыть интернет-магазин по продаже видеокарт. Ниша очень перспективная, потому что графические процессоры сейчас раскупают, как «горячие пирожки». Особенно на фоне роста интереса к криптовалютам.

На первый взгляд кажется, что рынка хватит на всех, но, если внимательно проанализировать ситуацию, станет ясно, что он не резиновый. Лидеры ниши электроники давно поделили между собой сферы влияния и не собираются сдавать позиции.

Соответственно, в бизнес-плане должны быть описаны конкретные действия, которые помогут изменить ситуацию. Даже крупных ритейлеров можно подвинуть, если найти рычаги давления. Новый интернет-магазин вряд ли сможет выдавить конкурентов с помощью низких цен, а вот нестандартные услуги могут в этом помочь.

Выполните SWOT-анализ

За страшным словом скрывается стратегическое планирование. В этом разделе бизнес-плана описывают сильные и слабые стороны проекта, а также потенциальные угрозы. Если вернуться к примеру с интернет-магазином видеокарт, то среди преимуществ будут уникальные услуги, у которых нет аналогов на рынке.

Владелец торговой площадки должен знать все угрозы «в лицо», потому что от этого зависит успех будущего проекта. Даже небольшие недостатки могут полностью перечеркнуть план и вместо прибыльного проекта на рынке появится ещё один никому ненужный интернет-магазин.

В сложных нишах с конкурентами тяжело бороться, потому что у них уже сформирована лояльная аудитория и есть всё, что нужно для долгосрочной работы. А новые торговые площадки выступают в роли тех, кто постоянно догоняет.

Учтите все юридические нюансы

Продавать товары можно даже без юридического лица, но если собираетесь выходить на маркетплейсы, лучше позаботиться о регистрации ООО или другой формы. Например, Wildberries уже вовсю работает с самозанятыми, но если хотите продавать тысячи товаров, юрлицо не будет лишним.

По вопросам регистрации юридического лица лучше проконсультироваться с опытным специалистом, который сможет выстроить чёткий план действий после анализа ситуации. У юрлиц гораздо больше расходов, налогов и отчётов, чем у того же самозанятого.

На первых этапах можно работать на НПД, чтобы снизить налоговую нагрузку. Если дела пойдут хорошо, никто не запрещает открыть ИП, а потом и ООО. Конечная формула работы зависит от особенностей проекта и мнения инвесторов. Некоторые предприниматели не хотят вкладывать деньги до регистрации юрлица.

Не стоит забывать, что правильная регистрация юридического лица защитит от проблем в будущем. Например, если в списке разрешённых видов деятельности нет торговли определёнными видами товаров, начнутся серьёзные проблемы во время налоговой проверки.

Посчитайте расходы

Самый важный пункт составления бизнес-плана, который фактически определяет его будущее. Понятно, что предусмотреть всё невозможно, но постарайтесь учесть непредвиденные расходы. Особенно, если собираетесь запускать проект на средства инвесторов.

Без цифр бизнес-план — всего лишь набор умных фраз, которые знает практически каждый предприниматель. Список расходов должен быть составлен так, чтобы потенциальные партнёры посмотрели его и сразу поняли, хотят ли они подключиться к реализации проекта.

Не забудьте выделить часть средств на непредвиденные расходы, которые могут возникнуть в любой момент. Если не создадите резервный фонд, придётся экстренно искать деньги и возможно даже влезать в долги. Не будем лишний раз говорить о том, чем это грозит в будущем.

Пример таблицы расходов

Составьте план окупаемости

Расходы необходимо просчитывать так, чтобы осталось пространство для манёвра. А с доходами ситуация полностью противоположная — ориентируйтесь на пессимистичный прогноз. Считать потенциальную прибыль заранее можно, но рассчитывайте на неё только когда деньги будут на счету компании.

Обычно в бизнес-план добавляют оптимистичный и пессимистичный план развития событий. Заранее невозможно предсказать, как всё будет в реальности, но партнёры должны знать о возможных вариантах.

План окупаемости поможет инвесторам принять решение о подключении к проекту. Если цифры слишком красивые, а фактического подтверждения нет, у партнёров могут возникнуть сомнения. Поэтому старайтесь расписывать нюансы по максимуму и делать больше, чем нужно.

Отдайте бизнес-план на проверку

Переводы с одного языка на другой лучше поручать нейтивам, которые знают особенности конкретной страны, а проверку бизнес-плана на прочность — опытным бизнесменам, финансовым аналитикам и специалистам по рискам. Без их помощи бизнес-план может провалиться ещё на этапе поиска инвесторов.

Проверка сторонними специалистами — отличный способ поиска критических ошибок. У бизнесмена, который собирается запустить торговую площадку, обычно «замылен» взгляд, и он может не замечать очевидных вещей.

Необязательно платить десятки тысяч рублей за экспертную оценку. Если собираетесь запускать проект с минимальным бюджетом, будет достаточно поверхностного анализа несколькими опытными предпринимателями. Покажите им свой план и попросите обратную связь.

Бизнес-план может уместиться даже на 10 страницах с учётом графиков и другого медиаконтента. Но не рассчитывайте на лёгкое решение задачи. Если не уделите ей достаточно внимания, будущий проект окажется под угрозой.

Советы для предпринимателей

Мы уже частично дали советы в ходе составления пошаговой инструкции по разработке бизнес-плана, но предприниматели часто допускают ошибки, которые перечеркивают их труд. Поэтому мы подготовили рекомендации для начинающих и опытных бизнесменов.

Проанализируйте список ниже и подумайте, какие ошибки допускали в прошлом и чего сможете избежать сейчас. Не стоит думать, что сможете надёжно защитить свой проект от проблем. В процессе развития торговой площадки могут возникнуть серьёзные проблемы, которые потребуют гибкого мышления.

Не игнорируйте бизнес-план

Предприниматели, которые уверены в своих силах, начинают подготовку к запуску интернет-магазина без чёткого плана. Они выделяют деньги на хостинг, домен, оплату пробной партии товара и начинают погружение в онлайн-бизнес.

Такой подход недопустим, потому что большинство проектов не доходят до стадии активного развития. Некоторые оказываются за бортом даже при составлении чёткой стратегии развития. Что уж говорить о торговых площадках, создающихся без чёткого плана действий.

Мы уже говорили, что бизнес-план — не просто модное слово, а фундамент торговой площадки. Если он будет недостаточно качественным, выйти на окупаемость вряд ли получится. Инвесторов будет сложно найти, а партнёры не захотят тратить время на проект без будущего.

Таблица учёта долгов

Погружайтесь в нишу по максимуму

Поверхностный анализ рынка приводит к тому, что срок окупаемости интернет-магазина сильно увеличивается. Инвесторы требуют свои деньги обратно, а целевая аудитория разбегается, потому что торговая площадка не может удовлетворить потребности.

Пример с интернет-магазином видеокарт идеально подходит для иллюстрации этого совета. Кажется, что рынок очень перспективный и спрос превышает предложения, но зайти в нишу очень сложно. Покупатели стараются экономить по максимуму, потому что запчасти сильно переоценены.

Предприниматели, которые считают себя умнее других, сильно обжигаются и долго восстанавливаются после поражения на онлайн-рынке. Чтобы не допускать таких ситуаций, используйте грамотное планирование и не расслабляйтесь, даже когда проект начнёт приносить деньги.

Уделите внимание SWOT-анализу

Оценка рисков — надёжная защита от проблем, которые могут возникнуть в процессе развития онлайн-магазина. Если предусмотреть все возможные угрозы, получится выстроить механизмы быстрого реагирования для снижения урона.

Постарайтесь найти ключевые точки роста, которые помогут обойти конкурентов на их поле. Например, в случае с видеокартами — это может быть установка и профессиональная настройка оборудования. Или приятные бонусы для тех, кто покупает дорогие модели.

Всегда думайте наперёд

Задача владельца интернет-магазина заключается в том, чтобы предусмотреть все нюансы. Он должен следить за конкурентами, видеть глобальные изменения на рынке и оперативно менять стратегию развития, чтобы снизить негативные последствия для своего проекта.

Никто не мешает привлечь к работе надёжных специалистов. Финансами должен заниматься опытный бухгалтер, а стратегическим планированием — аналитик. Продуктовые менеджеры, специалисты техподдержки, разработчики и другие члены команды должны быть мотивированы на максимальную производительность.

Используйте наши советы, чтобы составить эффективный бизнес-план для вашего будущего интернет-магазина. Они помогут быстрее выйти на окупаемость и привлечь инвесторов, которые будут не против вложить средства в перспективный проект.

Без рубрики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *