CMS для digital-агентства — критерии выбора движка для веб-студии

Перед digital-агентством стоит выбор инструментов разработки. Среди них – CMS и фреймворки (CMF). Оба вида имеют свои плюсы и минусы.

Плюсы и минусы CMF

Плюсы фреймворков:

  1. Углубленная разработка. Возможности CMF глубже, чем у CMS. На базе фреймворка даже можно построить собственную платформу. С помощью системы MVC (модель, вид, контроллер) строят быстродействующие сайты. Разработать на них можно и высоконагруженные проекты, вроде социальных сетей.
  2. Упрощенная поддержка. В большинство CMF встроены системы автоматического тестирования. Также здесь есть библиотеки, которые предлагают готовые модули, например, форму авторизации. Фреймворк React JS имеет больше десятка библиотек.
  3. Высокая производительность. Программный код занимает меньше ресурсов, чем полноценный движок.
  4. Гибкость. На CMF можно построить сайт любой сложности. Кроме того, на нем можно написать систему управления контентом.

Недостатки фреймворков:

  1. Требуют более глубоких навыков. Для работы с движком можно нанять не слишком опытного разработчика. Чтобы построить что-то на CMF, нужно разбираться в объектно-ориентированном программировании.
  2. Обучение работе с конкретным фреймворком займет больше времени, чем работе с платформой для разработки сайтов.
  3. Нет смысла использовать для типовых проектов. Если заказчик требует сделать лендинг, как у конкурентов, нет смысла тратить время на разработку такого портала на фреймворке. Достаточно взять CMS InSales или Joomla и сделать сайт гораздо быстрее.

Плюсы и минусы CMS

Достоинства систем управления:

  1. Простота управления. В платформы встроена удобная админка, которая устроит большинство заказчиков. Наиболее простая для понимания.
  2. Быстрота разработки простых сайтов. Если для каждого интернет-магазина или блога использовать возможности фреймворков, то разработка замедлится в несколько раз.
  3. SEO-оптимизация. Платформы используют готовые темы с возможностью прописывать данные, по которым портал легче найдут поисковые системы. На фреймворке придется писать специальные дополнения для поисковой оптимизации, а затем тестировать их.

Недостатки CMS:

  1. Ограниченность опций. Слишком нестандартные задачи придется решать гораздо дольше, чем на фреймворке. Создать портал интернет-аукциона будет проще на CMF, чем на готовом движке, на котором обычно строят блоги или магазины.
  2. Не все дополнения для систем управления качественные. Это связано с тем, что плагины разрабатывают сторонние разработчики, иногда не слишком профессиональные.
  3. Слишком много базовых опций. В процессе расширения систем разработчики снабжают их как можно большим количеством функций. Многие из них не нужны для конкретного сайта или заказчика, но нагружают сервер.

Типовое решение или индивидуальная разработка?

Некоторые веб-студии предпочитают самописные движки и разработку собственных модулей для каждого проекта.

Преимущества самостоятельной разработки:

  1. Более глубокая разработка. Обучение программистов новым возможностям. Человек, который участвовал в создании движка, будет лучше разбираться во всех тонкостях разработки. Даже при работе с готовыми решениями эти навыки помогут ускорить работу.
  2. Клиент становится зависимым от digital-агентства. Если предоставить покупателю сайта CMS, разработанную конкретной веб-студией, то дальнейшее обслуживание будет проходить в ней. Находить новых разработчиков, которые готовы работать с чужим движком, сложно. Да и цены за поддержку будут значительно выше.
  3. Уникальные возможности для определенного портала. Если сайт высоко нагруженный, то использование самописной системы оправдано. Впрочем, иногда легче использовать сервер, который выдерживает повышенную нагрузку. Такие платформы подойдут для нестандартных проектов.
  4. Нет типичных уязвимостей. Хакерские атаки на популярные CMS обычно массовые и используют общие для всех сайтов на этой системе бреши в защите. Атака на движок от определенной веб-студии более сложна.
  5. Дополнительный авторитет. Клиента можно впечатлить наличием собственной CMS. Для любителей брендов и уникальности — это плюс.

Недостатки самописной платформы:

  1. Трудоемкость разработки на первом этапе. Надо проработать архитектуру, создать уникальные функции. Разделить движок на отдельные части. Если есть ошибки на этапе проектирования, исправлять их придется дополнениями и «костылями».
  2. Из больших затрат труда следуют затраты денежные. Кроме того, нужно иметь в команде senior или middle-разработчиков. Потребуются вложения в тестирование продукта. Придется либо возложить эту обязанность на кого-то из команды, либо нанимать тестировщиков.
  3. Сложность обучения простых пользователей. Веб-студия должна разработать понятную документацию, чтобы люди, которые привыкли работать с 1С:Битрикс или Joomla, смогли научиться администрированию движка. Стоит позаботиться о приятном интерфейсе. Хорошо структурированный, но интуитивно непонятный интерфейс клиентов отпугнет.

Другой вариант – готовое решение. У него тоже есть плюсы:

  1. Цена разработки. Готовую систему можно получить бесплатно. Среди бесплатных платформ многофункциональные движки – WordPressModXDrupal. Есть платные движки, которые стоят меньше, чем затраты на разработку. Наиболее перспективные – InSales и 1С:Битрикс.
  2. Есть готовые плагины. Для разработчиков это значит уменьшение затрат труда. Для собственной платформы под нужды конкретного заказчика пишется свой модуль. В готовой системе уже существуют похожие решения. Остается только переделать их под нужды конкретной компании. Решающее значение это имеет, когда веб-студия взяла много проектов с десятками уникальных опций. Времени на разработку с нуля хватать не будет. И готовые плагины на CMS становятся палочкой-выручалочкой.
  3. Легче найти сторонних дизайнеров и программистов для поддержки. Чтобы программист вник в тонкости организации самописного движка, нужно время. По большинству CMS уже есть готовые специалисты. Это поможет, если студия не успевает сделать сайт к дедлайну. Можно нанять фрилансера и успеть по срокам. Также на сторону можно отдать наполнение порталов содержимым или небольшие правки. Сама студия будет заниматься более глобальными задачами.
  4. Заказчики чаще хотят известную платформу. Если заказчик услышал от знакомых, что лучшая в мире CMS – это PrestaShop, то он будет настаивать на ее применении. Определенные системы становятся наиболее желанными из-за популярности. Поэтому студия, которая использует известную CMS, получает преимущества в глазах клиентов.

Платная или бесплатная система?

Платформы для создания сайта разделяются на платные и бесплатные. Простым пользователям советуют использовать движки со свободной лицензией. С digital-агентствами все сложнее.

Плюсы и минусы некоммерческих платформ

Основной плюс таких движков – за них не надо платить. Остальные преимущества, вроде удобной документации или простоты, больше подходят для самостоятельной разработки. Веб-студия с программистами и дизайнерами больше нуждается в расширенном функционале.

Из недостатков бесплатных CMS – нет технической поддержки, поэтому ее роль для заказчиков придется исполнять digital-агентству. Это приносит деньги, но отнимает время, которое можно потратить на разработку других проектов.

Модулей, которых можно перепрограммировать под нужды конкретного сайта, сотни. Особенно много их у «большой тройки» бесплатных систем – Drupal, Joomla, WordPress. Для решения одной и той же проблемы есть с десяток разных модулей. Чаще забагованные и глючные. Чтобы выбрать из них один, достойный доработки, приходится отсмотреть менее удачные. На это тратится время.

Безопасность свободно распространяемой платформы труднее обеспечивать, потому что такие CMS – излюбленная цель для хакеров. Большинство специализированных студий отходит от использования бесплатных платформ. На них работают старые сайты, которые проблемно переносить на платные CMS. Опытных специалистов по движкам с открытым кодом становится меньше. Веб-студии придется конкурировать с гигантами рынка в борьбе за опытных программистов.

Плюсы и минусы платных CMS

Профессиональные движки более предпочтительны для студий. Разработчики систем с закрытым программным кодом конкурируют с бесплатными платформами, поэтому организуют службы поддержки пользователей, стараются не включать в типовые сборки устаревшие функции. Над созданием движка работают профессионалы, есть тестировщики. Есть готовые модули и шаблоны, среди которых нет сделанных новичками в программировании. Минус у платных движков один – плата за пользование. Для проектов разного масштаба есть свои тарифные планы. В 1С:Битрикс минимальная сумма за обслуживание простого магазина – 450 рублей в месяц. Система InSales CMS обеспечит тот же функционал за 190 рублей.

Требования к CMS

Требования со стороны разработчика

Основные требования к платформе со стороны веб-студий отличаются от пожеланий начинающих программистов. Среди желательных черт профессионального движка:

  1. Продукт должен быть коммерческим. Важен официальный статус производителя, возможность заключить договор с юридическим лицом. В самом соглашении должна быть отражена ответственность разработчика перед студией. Так как большинство создателей платформ – иностранные агенты, то могут возникнуть проблемы юридического плана. Лучше заключать договор с российской фирмой. Наиболее полный договор сможет предоставить производитель CMS InSales.
  2. Разработчик должен быть известным. Желательно, чтобы фирма уже заслужила хорошую репутацию на рынке и имела большой штат сотрудников. Это гарантия того, что движок будет развиваться, будут выходить новые обновления и профессиональные плагины. Важный фактор – наличие юридического лица и официальный статус CMS. Обязательно наличие товарного знака. Это говорит о перспективности платформы. Среди таких движков – 1C:Битрикс, InSales CMS, Umi.CMS.
  3. Большая часть заказчиков веб-студий хотят получить интернет-магазин или корпоративный портал с обзором продуктов и услуг, новостями и формами заявок. Желательно, чтобы CMS требовала минимального вмешательства программистов для создания стандартных сайтов. Таких движков на рынке два – InSales CMS и NetCat.
  4. Стоимость. Свой допустимый порог цены за лицензию на использование каждое агентство определяет самостоятельно. Здесь исходят из экономической целесообразности. Если у студии поток крупных клиентов с уникальными требованиями, то можно взять более дорогую и многофункциональную систему. Если основная часть заказчиков просят создать простой сайт-визитку или блог с новостями компании – достаточно более простого решения. Также стоит обратить внимание на платформы с возможностью подбирать тарифные планы для каждого клиента. 1С:Битрикс предоставляет лицензии от тарифа «Старт» до тарифа «Бизнес», для среднего бизнеса. Umi.CMS продает тарифы Lite, Business, Shop. Платформа InSales использует тарифы «Стандартный», «Продвигающий», «Бизнес», «Стартовый» и «Премиум».
  5. Важен дополнительный контент. Программистам и верстальщикам легче изменять уже готовые шаблоны, чем с нуля писать новые. Так продуктивность веб-студии вырастает в разы. Только платные CMS гарантируют качество дополнений, и то, что они написаны профессионалами, а не энтузиастами, которые слабо разбираются в архитектуре подобных систем.
  6. Платформа должна быть брендовой. Сотрудничать ли с конкретной студией, решает заказчик. Некоторым клиентам не нравится, когда компания пользуется чужими платформами. Бизнесмены не всегда уверены, что студия в этом случае не будет перекладывать ответственность на производителя. Чтобы сомнения отпали, лучше пользоваться известными платформами – WordPress, InSales, Evolution CMS. Кроме того, название движка следует упоминать в коммерческом предложении. Желательно договориться об сотрудничестве с платформой, чтобы покупатель увидел логотип студии на официальном сайте системы. Также хорошо будет, если разработчики платформы не будут настаивать на обязательном размещении ссылок на их продукт на портале клиента.

Условия для удобства заказчика

Помимо юридических и рекламных вопросов, платформа должна быть удобна для клиента. В это понятие входит:

  1. Качественная работа со сторонними сервисами. Недопустимо, чтобы платформа интегрировалась с PayPal, но категорически отказывалась взаимодействовать с ЯндексДеньги или картами Сбербанка. Иностранные CMS в этом плане проигрывают отечественным. Наиболее заточенные под российские сервисы – 1С: Битрикс и CMS InSales.
  2. Интуитивно понятный дизайн. Клиент не должен по десять часов искать, куда ему нажать, чтобы выложить на портал статью.
  3. Удобная поисковая оптимизация. Контент-менеджер должен легко добавлять мета-теги, описания товаров. Также адреса страниц должны быть понятны для человека. Желательно, чтобы присвоение адресов происходило автоматически.

Итог

Веб-студии лучше разрабатывать порталы на платных CMS, а в случае особо сложных проектов использовать фреймворки. Бесплатные платформы нанесут больше вреда репутации, чем принесут практической пользы.

Без рубрики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *