VR и AR-технологии как инструмент повышения конверсии в интернет-магазине

Маленькие и средние интернет-магазины с каждым годом становится всё тяжелее продвигать. Большинство жителей России, которые активно делают заказы через интернет, выбирают маркетплейсы и крупные торговые площадки с эксклюзивными условиями. А владельцы онлайн-магазинов стараются найти инструменты, которые позволят сохранить вовлечённость.

В статье поговорим о том, как использовать AR и VR для повышения конверсии в онлайн-магазинах. Проанализируем успешные примеры и дадим советы по интеграции новых технологий в торговые площадки любого уровня.

Как VR и AR меняют ритейл

Ещё несколько лет назад никто не думал о том, что виртуальная и дополненная реальность может стать повседневным инструментом в электронной торговле. Сейчас многие крупные ритейлеры могут предложить соответствующие возможности, а площадки поменьше активно смотрят в сторону внедрения похожих технологий.

Прежде чем переходить к активному погружению в тему, разберитесь в теории. Если пропустить этот шаг, план может провалиться. Это грозит не только потерей времени, но и зря израсходованными средствами. Если бюджет и так минимальный, досконально изучите теоретические основы.

Виртуальная реальность (VR) — это искусственно созданный мир, который может сильно отличаться от реальности. Человек взаимодействует с ним через очки или другие гаджеты, обеспечивающие эффект максимального погружения. Сейчас активно распространяются шлемы, которые обеспечивают коннект с цифровой средой.

Виртуальная реальность стала возможна благодаря бюджетным VR-очкам и шлемам Oculus Rift. Последние девайсы совершили настоящую революцию в нише и заняли позицию уверенного лидера. Пока что они доступны не всем из-за высокой стоимости, но через 5-10 лет все может измениться.

Дополненная реальность (AR) — сочетание реального мира с виртуальными элементами. Яркий пример — известная игра Pokemon GO, где выдуманные персонажи бегают по улицам городов. Пользователь устанавливает игру на смартфон, приходит в точку назначения, достаёт смартфон и «ловит» покемона.

К дополненной реальности проще привыкнуть, потому что в качестве фундамента выступает реальный мир. Когда при наведении на предмет в браузере показывается его состав и ссылка на интернет-магазин, пользователи не видят в этом ничего крутого. Особенно, если они используют такой механизм на постоянной основе.

А вот виртуальная реальность обеспечивает максимальное погружение. Первое время человек активно анализируют условия новой среды, подстраивается под неё и очень скоро становится частью цифровой экосистемы. Затем между ним и виртуальным миром устанавливается прочная связь.

Спорить о том, что лучше: AR или VR бесполезно, потому что каждая технология решает свои задачи. VR подходит, когда надо познакомить людей с выдуманным миром, AR помогает расширять стандартные возможности цифровых продуктов.

К примеру, интерактивные карточки о продуктах в холодильнике — идеальный пример AR. Если реализовать аналогичный инструмент в VR, вау-эффект вообще не будет. Потому что надевать шлем, чтобы посмотреть информацию о йогурте или хлопьях, как минимум, странно.

В последние годы дополненная и виртуальная реальность с огромной скоростью проникают в онлайн-ритейл. Конечно, маленькие торговые витрины пока что не задумываются о том, чтобы внедрить виртуальную примерку обуви и другие фишки.

А вот крупные e-commerce бренды всё чаще обращают внимание на инструменты конкурентов, которые привлекают внимание целевой аудитории. Например, после того как Lamoda добавила в приложение наложение кроссовок на ногу в режиме реального времени, на компании какое-то время фокусировалось внимание сообщества.

Если говорить о мировых брендах вроде IKEA, Amazon и других гигантах, то они успешно используют инструменты с AR и VR, чтобы обеспечить уникальный user experience или выделиться среди конкурентов. У них есть все необходимые ресурсы для разработки, тестирования и внедрения новых технологий.

Создать AR или VR-инструменты в интернет-магазинах просто и сложно одновременно. Просто потому что придумать идею легко. Можно даже не смотреть в сторону конкурентов, которые ушли вперёд. Сложно потому что на реализацию может уйти много времени, денег и человеческих ресурсов.

Главная фишка виртуальной и дополненной реальности — wow-эффект от использования. Пользователи привыкли к стандартным механизмам в онлайн-магазинах и не против попробовать что-то новое. Если инструмент поможет сделать правильный выбор и обеспечит уникальный опыт, лояльность к магазину сильно увеличится.

К примеру, в 2017 году торговая сеть «Дикси» запустила акцию с использованием дополненной реальности и отчиталась о росте оборота на 3%. Продажи спонсорских товаров в некоторых категориях выросли на 500%.

Эффект новизны в ритейле очень важен. Потому что мелкие ритейлеры обычно выступают в роли тех, кто догоняет. Крупные торговые площадки уходят далеко вперёд и смотрят на своих «младших» братьев свысока. Если владельцу интернет-магазина удастся придумать что-то новое и придумать хорошую реализацию для инструмента, он сможет затмить даже топовых конкурентов.

Формат AR и VR-инструментов в онлайн-шоппинге

Самое сложное в любой задаче, связанной с цифровыми продуктами — хорошая реализация. Специалисты могут генерировать крутые идеи хоть каждую минуту, а вот превратить их в инструмент, который будет приносить бизнесу пользу, не так просто. Многие проекты закрываются уже через месяц после запуска.

VR проектировать гораздо сложнее. Соответственно, инструменты с использованием виртуальной реальности обходятся дороже, чем аналоги с дополненной реальностью. Большинство онлайн-ритейлеров используют AR, чтобы обеспечить яркие эмоции от онлайн-шоппинга.

Самый распространённый формат AR — примерка одежды и обуви, интерактивные элементы в карточках, виртуальные консультанты и другие фишки. Чем больше возможностей будет заложено в инструменте, тем сложнее его реализовать. Бюджет тоже будет расти одновременно с увеличением сложности разработки.

Идей по интеграции AR в стандартные процессы интернет-покупок очень много. Например, некоторые магазины добавляют так называемые «пасхалки». На Хэллоуин пользователям показываются анимационные стикеры при наведении камеры смартфона на товары со специальной пометкой.

Нельзя сказать, что такой формат использования дополненной реальности создаёт полноценный wow-эффект. Ведь в соцсетях и крупных сервисах другого формата много подобных инструментов. Если стоит задача удивить пользователей и затмить конкурентов, проведите комплексный анализ и найдите идеи глобального масштаба.

Например, несколько лет назад появилась e-commerce платформа Obsess, которая вывела онлайн-шоппинг на новый уровень. На главной странице сайта показываются стандартные карточки, по клику на которые открываются виртуальные туры в 360°.

Виртуальная комната

Для удобного взаимодействия с интерактивным контентом не нужно ничего кроме компьютера или смартфона. Необязательно покупать очки дополненной реальности или дорогостоящий шлем. Простота доступа обеспечивает широкое покрытие целевой аудитории. Действующие и потенциальные клиенты могут протестировать новую функцию без особых усилий.

Каждый товар отмечен специальным маркером. По клику открывается карточка продукта с ценой и ссылкой на интернет-магазин. Главная фишка в большом количестве историй, которые адаптированы под разные категории товаров.

Обратите внимание, что разработчики сфокусировали внимание на качестве. Под каждую категорию подобран соответствующий бэкграунд. Например, средства по уходу за собой предлагаются на фоне SPA-центра или салона красоты. Благодаря этому у целевой аудитории формируются нужные эмоции.

Интерактивные подсказки и переключатели обеспечивают эффект максимального погружения. Пользователи, которые никогда не сталкивались с виртуальными экскурсиями, однозначно получат большую порцию положительных эмоций. Причём они могут исследовать виртуальный мир с любого устройства.

Формат инструментов должен быть таким, чтобы они помогали пользователям решать определённые задачи. Сейчас по отношению к VR и AR сложился стереотип о развлекательном характере. Якобы ничего полезного с их помощью сделать нельзя, максимум — привлечь внимание пользователей.

Поэтому перед тем как вкладывать все силы в интеграцию дополненной реальности, выделите главные преимущества, которые получат пользователи после апгрейда сайта или приложения. Если будет видно, что user experience выйдет на новый уровень, есть смысл развивать идею.

В последние годы технологии, связанные с виртуальной и дополненной реальностью стали гораздо доступнее, поэтому для реализации инструментов на базе них, необязательно тратить миллионы рублей. Тем более, что есть платформы, которые заметно ускоряют разработку.

Выручка сегмента VR, $млн

По прогнозам аналитиков объем рынка AR в 2023 году достигнет отметки в $60 млрд. Один из ключевых факторов роста — e-commerce. Специалисты также говорят о том, что более 100 млн человек будут оформлять заказы с помощью технологий дополненной реальности.

Пока что в списке стран-лидеров по использованию дополненной реальности в сфере торговли: США, Канада, Китай и другие развитые страны. Россия сильно отстаёт в этом плане, но на локальном рынке есть команды, которые создают крутые продукты с использованием AR.

Одна из главных особенностей виртуальной и дополненной реальности заключается в отсутствии границ. При правильном подходе можно реализовать практически любую идею, которая придёт на ум. Исходя из этого, даже маленькие онлайн-магазины могут усилить вовлечённость с помощью новых технологий.

Например, популярный мессенджер Snapchat запускал совместную акцию с BMW, в ходе которой любой желающий мог припарковать машину в спальне или смотреть, как она заезжает в квартиру по лестнице. Понятно, что далеко не все пользователи оформили заказ на новую модель. Но охват точно увеличился и это повлияло на рост продаж.

Потенциальные клиенты могли ознакомиться с салоном автомобиля не покидая пределы своей квартиры или рабочего места. Данные аналитики показали, что аудитория взаимодействовала с виртуальной моделью автомобиля почти минуту.

Аналогичный подход используют и другие автопроизводители. Например, Hyundai разработала приложение для просмотра внутренней «начинки» машины. Все люди, которые посетили шоурум, могли навести камеру смартфона на определённую часть автомобиля и увидеть, что у него под капотом.

Некоторые AR-объекты работают прямо в браузере. Пользователям не нужно устанавливать приложения и специальные библиотеки, чтобы погрузиться в дополненную реальность. Эффективность такого решения напрямую зависит от подхода к разработке и качества оптимизации.

3 примера успешного применения новых технологий

Пользователи, которые не сильно интересуются онлайн-ритейлом, могут даже не вспомнить успешные AR-инструменты в российских интернет-магазинах. Хотя Ozon и другие крупные e-commerce бренды уже давно пробуют свои силы в этом направлении.

Например, в 2018 году представители маркетингового агентства 24ttl поделились кейсами по внедрению технологий дополненной реальности у Ozon, DNS и LG. У них есть готовые решения, которые позволяют использовать AR с минимальными затратами по времени и финансам.

Мы собрали несколько примеров, которые показывают, что дополненную и виртуальную реальность можно использовать в любой продуктовой нише. Неважно, что продаётся в интернет-магазине: диваны или палатки для туристических походов.

Made.com

Интернет-магазин Made решил отстроиться от конкурентов и сделал ставку на современные технологии. Специфика мебельного ритейла заключается в том, что клиенты хотят увидеть, как новый диван или шкаф будет выглядеть в интерьере. Чтобы помочь им в решении проблемы, команда торговой площадки подключила AR-технологии.

В мобильном приложении пользователи могут выбрать предмет интерьера и посмотреть, как он будет смотреться в комнате. Чуть позже у ритейлера появилась услуга онлайн-дизайна интерьера, благодаря которой клиенты получают готовые проекты комнат.

American Apparel

Американский бренд одежды смог уменьшить нагрузку благодаря дополненной реальности. Результатом плодотворной работы стало приложение Vuforia, которое показывает информацию о товаре при наведении на этикетку.

Ждать консультанта необязательно, потому что приложение автоматически проверяет наличие на складе выбранной модели. В отдельном блоке показываются отзывы покупателей и отображается форма для публикации комментария.

Такой подход позволяет ритейлерам автоматизировать часть стандартных задач и дать пользователям возможность получить уникальный опыт. В России таких технологичных сетей нет, но через несколько лет ситуация может сильно измениться.

Neiman Marcus

Торговая сеть Neiman Marcus установила 58 «умных» зеркал с технологией распознавания жестов и применением искусственного интеллекта. В виртуальной раздевалке можно изменить цвет одежды, а встроенная камера записывает ролики, которые позволяют оценить новый образ.

Таких примеров на Западе очень много. Например, IKEA с помощью Apple’s ARKit реализовала приложение, которое позволяет разместить мебель в комнате. Не все предметы интерьера из каталога доступны в 3D, но опыт получается действительно потрясающим.

Советы по использованию VR и AR в e-commerce

Каждая торговая площадка особенная и равняться на конкурентов не всегда выгодно. К тому же есть ниши, где конкуренция очень низкая и придётся самостоятельно задавать тренды. В таком случае цена ошибки будет очень высокой и разбрасываться пользовательским опытом нельзя.

Мы собрали несколько полезных советов, которые помогут гармонично интегрировать инструменты виртуальной или дополненной реальности в стратегию работы интернет-магазина:

  1. Выведите торговую площадку на окупаемость. Прежде чем думать о технологиях, разберитесь с оборотом и наладьте стабильный поток заказов.
  2. Оцените финансовые возможности. Если инвестиции в AR поставят торговую площадку под угрозу, отложите реализацию идеи.
  3. Не копируйте решения конкурентов. Заимствовать хорошие идеи можно, но их обязательно надо развивать.
  4. Сконцентрируйтесь на выборе товаров. Лучше всего дополненная реальность помогает пользователям выбирать одежду, обувь или мебель.
  5. Используйте видео в 360°. Покупателям нравится рассматривать товары до мельчайших подробностей.
  6. Не выпускайте инструмент до отладки. Убедитесь, что серьезных ошибок нет и всё работает в штатном режиме.

В среднем, инструменты с использованием AR технологий обходятся в 2-10 тысяч долларов. Конечная сумма зависит от сложности разработки и уровня команды, которая будет заниматься задачей.

Используйте наши советы, чтобы повысить конверсию и оборот вашего интернет-магазина. Обходите конкурентов в любых нишах за счёт перехода на новый уровень онлайн-торговли.

Без рубрики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *