Как выбрать название для интернет-магазина и защититься от ошибок

Предприниматели в ходе подготовки к открытию интернет-магазина допускают много промахов. Некоторые из них касаются бизнес-процессов, влияющих на срок окупаемости и другие важные финансовые метрики. Иногда проблемы возникают с фундаментальными вещами, например, с названием торговой площадки.

В новой статье поговорим о том, как правильно выбрать название для интернет-магазина и защититься от возможных проблем. Вас ждёт формула правильного названия и советы по выбору.

Почему название так важно

Хорошее название для сайта — фундамент, на котором держится весь бренд. К примеру, если бы Ozon назвали Gazon, первое впечатление у пользователей было бы совсем другое. Если написать, что на сайте gazon.ru продаётся смартфон по низкой цене, большинство примут это за шутку.

Когда человек не знает, что скрывается за доменом, активируется механизм ассоциаций. В данном случае 99% пользователей подумают, что на сайте размещена техника для работы на огороде, семена сельскохозяйственных культур и другие вещи, которые интересны узкой целевой аудитории.

Многие предприниматели не уделяют внимание подбору правильного названия и из-за своей халатности увеличивают срок окупаемости и период, пока интернет-магазин наберёт вес в нише. От этой ошибки легко защититься, надо лишь потратить немного времени на нейминг.

Представим, что бизнесмен хочет открыть интернет-магазин зоотоваров и продавать в нём разные аксессуары, корма, лекарства. В ходе мозгового штурма он придумывает название «Shuka.store». Предприниматель решает, что несколько тысяч рублей в год за такой домен заплатить не жалко.

Уже заняты даже редкие названия

Проблема в том, что ассоциации со словом «щука» у потенциальных клиентов совсем другие. Они предполагают, что на сайте продают снасти для рыбалки и не захотят перейти на страницу из контекстной рекламы или объявления в социальной сети. В этом и кроется главная проблема.

Есть два основных подхода к выбору названия для интернет-магазина. Каждый из них по-своему эффективен, поэтому можно выбрать любой метод. Главное, чтобы в итоге удалось найти уникальное имя, которое будет приносить пользу торговой площадке.

Первый подход заключается в том, чтобы выбрать название, которое будет создавать правильные ассоциации. Например, для торговой площадки по продаже расходных материалов для стоматологии идеально подойдет название «Stomathelp». Сокращенное название и дополнительное слово дают правильные ассоциации и у потенциальных клиентов не возникают проблемы с принятием решение о переходе на сайт.

Этот способ нельзя назвать единственно правильным, потому что в погоне за правильными ассоциациями предприниматели часто выбирают длинные названия и через несколько лет приходится делать ребрендинг. Поэтому необходимо по максимуму проанализировать все доступные варианты.

Второй подход — выбор короткого названия, которое моментально запоминается и откладывается в голове. Примеров в российском сегменте интернета хватает: Wildberries, Ozon, Aliexpress. Если на время забыть, что это узнаваемые бренды и посмотреть на названия со стороны, то ассоциации будут разными.

Например, Wildberries переводится как дикие ягоды. Чтобы перевести слово, достаточно базовых знания языка. Понятно, что сайт знает каждый второй житель России и других стран, но ассоциативный метод здесь не работает.

Объяснение названия магазина

Оба подхода принесут пользу торговой площадке, если в итоге получится найти уникальное и свежее название, которое не будет ассоциироваться с конкурентами. Например, если Ozon превратить в Vazon, толку от этого будет мало. Странная пародия будет вызывать смех у потенциальных клиентов. Особенно, если вазы на сайте не продаются.

Название влияет на образы, которые возникают в голове у представителей целевой аудитории. Если они будут неправильными, то у них возникнут предубеждения по поводу площадки. Дальнейшее развитие событий зависит от того, насколько качественно выстроены бизнес-процессы в интернет-магазине.

Если доставка стоит недорого, товаров в каталоге достаточно и есть уникальные услуги, которые не могут предоставить конкуренты, то даже плохое имя не помешает получить целевых клиентов. При этом правильное название не только ускоряет процесс перехода на сайт, но и повышает лояльность аудитории.

Последствия от выбора плохого названия

Иногда бизнесмены, которые собираются открыть интернет-магазин, даже не задумываются о потенциальных рисках. Они создают бизнес-план, активно ищут партнёров и считают потенциальную прибыль. А когда дело доходит до выбора названия, начинаются проблемы.

К примеру, предприниматель смог найти короткий и звучный домен для своего интернет-магазина и заплатил несколько тысяч рублей за регистрацию прав на него. Через пару месяцев после запуска торговой площадки оказывается, что у домена была история. На нём раньше работал сайт, который никак не связан с e-commerce и продвижение в поисковиках будет ещё сложнее, чем предполагали ранее.

Такие проблемы далеко не редкость, потому что на рынке много брошенных доменов. Владельцы забыли их продлить, перестали заниматься бизнесом или решили перейти в другую нишу. Поэтому если видите, что короткий и звучный домен свободен, лучше лишний раз проверить его.

Ещё одна распространённая проблема — использование товарного знака в доменах. Например, бизнесмен решает открыть интернет-магазин по продаже техники Apple и регистрирует домен apple1.ru.

Если у него есть разрешение от правообладателя с неограниченным сроком действия, проблем не будет. А вот если документа, который подтверждает легальность использования домена с торговой маркой нет, могут начаться проблемы. Apple уже несколько раз подавала досудебные претензии и забирала домены с многолетней историей.

Информация о досудебной претензии Apple

У многих компаний с мировым именем есть представители в разных странах, поэтому они могут подать иск и получить компенсацию за использование торгового знака без разрешения. Причем претензия может касаться не только домена, а и визуальной айдентики.

Прецеденты в российской судебной практике есть и многие конфликты заканчивались на этапе досудебного урегулирования, поэтому лучше лишний раз не рисковать. Выбирайте домен, который не пересекается с зарегистрированными торговыми знаками или запрашивайте разрешение у правообладателя.

Например, у Apple в России и Украине есть сертифицированные реселлеры, которые работают на основании договора. Они редко используют в доменах слово «apple», но размещают логотипы разных продуктов и спокойно работают без риска получить крупный штраф.

Для проверки торговых знаков и марок в России можно использовать сайт Роспатента, который представляет открытую базу данных. Запрос может сделать любой пользователь. Для этого надо ввести название и ознакомиться с результатами поиска.

Дополнительно можно использовать сторонние сервисы, например, Znakoved. На сайте опубликовано много полезной информации о товарных знаках, схеме регистрации и популярных ошибках предпринимателей.

Если планируете сделать крупный интернет-магазин и собираетесь развивать проект долгие годы, лучше выделить 30-50 тысяч рублей на регистрацию товарного знака. Сторонние специалисты помогут ускорить этот процесс и расскажут, как защититься от ошибок.

Никто не запрещает регистрировать товарный знак и торговую марку самостоятельно, но лучше доверить задачу профессионалам, чтобы сэкономить время и деньги. Государственные регистраторы часто отказывают в регистрации и разобраться в причинах без релевантного опыта будет сложно.

Неправильно выбранное название может не только замедлить продвижение торговой площадки, но и принести расходы, которые бизнесмен вообще не закладывал в процессе создания бизнес-плана. Поэтому лучше по максимуму защититься от непредвиденных последствий.

Стоимость регистрации товарного знака

Формула правильного названия

Формулы выбора правильного названия у каждого бизнесмена своя, но есть общие рекомендации. Например, когда основательница интернет-магазина Wildberries выбирала для него название, то вряд ли задумывалась об ассоциациях. Она хотела просто создать удобную торговую площадку, где люди смогли бы покупать товары онлайн.

Ассоциации с дикими ягодами никак не мешают маркетплейсу выходить на новые рынки и стремительно расширять географию присутствия. Сейчас бизнес работает не только в России, а и в европейских странах. Зарубежные клиенты активно покупают товары и не задумываются о названии.

Когда название уже превратилось в узнаваемый бренд, можно пожинать плоды кропотливой работы. Но на этапе развития всегда будет тяжело и бизнесменам надо идти до конца, чтобы победить конкурентов и забрать себе часть платёжеспособного рынка e-commerce.

Формула правильного названия состоит из 5 компонентов, каждый из которых играет важную роль. В процессе подбора имён постарайтесь сгенерировать как можно больше вариантов, чтобы найти оптимальное решение.

Попадает в целевую аудиторию

Название и домен торговой площадки должны точно попадать в целевую аудиторию. Например, если продаёте автозапчасти, то домен taxist.com и соответствующее название будут нерелевантными.

Домен должен быть таким, чтобы когда потенциальным клиентам присылают ссылку в мессенджере, они должны без подсказок понимать, куда попадут после клика. Обычно название и домен практически идентичны, разница может быть только в написании. Например, домен на латинице, а имя на кириллице.

Старайтесь не зацикливаться на максимальной тематичности домена. Желательно, чтобы у аудитории возникали правильные ассоциации, но если у интернет-магазина нет чёткой специализации, подойдёт и общетематическое название. Например, для торговой площадки по продаже светового оборудования хорошо подойдет название «Молния».

Если углубляться в детали, то молния может быть на куртке или на небе во время дождя. Ассоциации могут возникать самые разные и заранее невозможно предсказать, как именно будут вести себя потенциальные клиенты.

Интернет-магазин часов «Молния»

Соответствует тематике

Это главный компонент хорошего названия, который будет постоянно приносить пользу бизнесу. Тематическое название и соответствующий домен — визитная карточка любого сайта. Если тематического пересечения не будет, у пользователей возникнут проблемы с идентификацией.

К примеру, если интернет-магазин по продаже рыбных изделий назвать «Кот в сапогах» тематического соответствия не будет. И если пользователи увидят рекламу в результатах поиска, то будут в недоумении. Они могут подумать, что кто-то ошибочно настроил таргетинг по нерелевантному ключу.

Магазин электроники Rozetka — идеальный пример соответствия тематике. Сейчас на сайте можно купить самые разные товары, но когда он только начинал развиваться, в ассортименте была преимущественно электроника. И у пользователей со временем сформировалась привычка, что смартфоны, планшеты и другую технику лучше покупать на Розетке.

Легко запоминается

Сложно сходу придумать название и найти свободный домен, состоящий из одного слова. 10-15 лет назад многие красивые адреса были свободны и можно было зарезервировать название сразу после покупки домена.

Например, в октябре 2020 года появилась информация о том, что Яндекс выкупил домен market.ru за 80 миллионов рублей. Вложение очень хорошее, если учесть, что торговая площадка Яндекс.Маркет работает уже ни один десяток лет. И только в 2020 году в компании решились на крупную сделку.

Правило «чем проще, тем лучше» актуально и для выбора названия. Причём неважно интернет-магазин это или корпоративный портал. Название всегда должно легко запоминаться, иначе пользы от него не будет.

Не пересекается с конкурентами

Компонент сложно добыть в реальных условиях, но надо постараться сделать всё, чтобы получить такое преимущество. Понятно, что в перегретых нишах сложно выбрать уникальное имя, потому что конкурентов много и есть шанс, что название будет пересекаться с существующими компаниями.

Хороший пример уникальности — сервис доставки еды «Утконос». Ниша очень перегретая, но основатели сделали ставку на простом и запоминающемся названии. Риск оказался оправданным, потому что теперь бренд входит в число самых запоминающихся на своём рынке.

Первые ассоциации, которые возникают при слове «утконос» у всех разные, но большинство представляют, что проект связан с птицами и доставкой из-за частицы «нос». Уникальность гармонично сочетается с правильными ассоциациями и они вместе отлично работают на пользу бизнеса.

Сайт «Утконоса»

Не затрагивает интересы крупных компаний

Мы уже говорили об этом, но стоит акцентировать внимание на важном аспекте ещё раз. Если домен и название затрагивает зарегистрированные товарные знаки, проблемы могут появиться в любой момент и заранее предсказать последствия невозможно.

Представьте, что запустили интернет-магазин, началось активное развитие, пошли первые клиенты и на почту приходит досудебная претензия. Придётся либо идти в суд и решать конфликт там, либо заплатить за неправомерное использование товарного знака.

При любом развитии событий пострадает интернет-магазин и его владелец. Если не удастся отстоять интересы в суде, придётся экстренно запускать площадку на другом домене. Для e-commerce проекта это всё равно что начать с нуля. Вряд ли инвесторы будут в восторге от такого развития событий.

Используйте формулу создания правильного названия для интернет-магазина и постарайтесь не спешить. Сгенерируйте как можно больше уникальных имён и посоветуйтесь с командой, чтобы вместе выбрать оптимальный вариант.

Как проверить эффективность названия

Предположим, что вы запустили интернет-магазин, настроили рекламные кампании в разных источниках и следите за тем, как растут цифры в административной панели. А инвесторы внезапно просят проверить, насколько удачным получилось название торговой площадки.

Их заинтересованность можно понять — никто не хочет вкладывать деньги в провальный проект. Поэтому лучше успокоить их и убедить, что поводов переживать нет. Бизнес хорошо развивается, узнаваемость бренда растёт, а конкуренты всёрьез начали готовиться к противостоянию.

Самый простой способ проверить эффективность названия интернет-магазина — запросить обратную связь у клиентов. Запустить опрос во всех доступных каналах и простимулировать аудиторию для получения более широкого охвата. Пообещайте клиентам скидку на следующий заказ или бесплатную доставку.

Пример опроса

Пригодится обратная связь и от потенциальных клиентов, которые ничего не заказывали, но переходили на сайт, чтобы посмотреть товары или почитать отзывы. Для этого сегмента можно использовать ненавязчивые всплывающие окна, которые показываются раз за сеанс.

Если будете запускать опрос, постарайтесь сделать его как можно проще, чтобы у пользователей не возникло желание, отказаться от прохождения. Не забудьте разместить упоминание о бонусе в теле опроса.

Правильное название для интернет-магазина помогает быстрее закрепиться в конкурентных нишах и в режиме 24/7 приносит пользу торговой площадке. Используйте наши советы, чтобы найти оптимальный вариант для вашего проекта.

Без рубрики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *