Юзабилити сайта: описание принципов и правил построения эффективного дизайна, инструменты тестирования

Юзабилити сайта – это совокупность различных факторов, влияющих на удобство пользователей ресурса. Комфорт аудитории должен стоять на первом месте при разработке интерфейса, внутренней и внешней структуры площадки. Если посетитель не сможет быстро разобраться с устройством проекта, расположением элементов, поиском нужной информации, то вероятность выполнения целевого действия резко сокращается. Существует множество площадок любой тематики, поэтому будет проще найти ресурс, где информация подана в удобном и понятном виде, чем разбираться в особенностях отдельной площадки.

Факторы, которые влияют на юзабилити ресурса

Почему вопросам юзабилити сайта уделяют много внимания

На эту тему уже написано множество книг, а исследованиями юзабилити веб-ресурсов занимаются не только вебмастера и дизайнеры, но и маркетологи, психологи, социологи и целый ряд других специалистов. Все это нужно для адаптации площадки под потребности аудитории.

Юзабилити влияет на:

  • конверсию;
  • поисковую выдачу;
  • посещаемость;
  • длительность проведения времени на площадке;
  • восприятие информации аудитории;
  • процент отказов.

Значимость исследований объясняется интенсивным внедрением Интернета в повседневную жизнь и различные сферы деятельности человека. Знания необходимы, чтобы обеспечить успешное функционирование коммерческих и некоммерческих проектов.

Главная страница сервиса Фабрика Юзабилити

Факторы оценки юзабилити сайта

Простота эксплуатации, удобство проекта и методы оценки зависят от типа площадки, ее направленности, но в целом прослеживается зависимость от определенных факторов.

Факторы оценки юзабилити.

  1. Ориентация на новых пользователей. Помогает оценить простоту комфорт совершения действия на странице. Негативными аспектами является наличие автозапуск видео, аудио, обилие рекламных баннеров, всплывающих окон, закрывающих важные зоны.
  2. Эффективность работы ресурса. Указывает на то, как быстро пользователь может разобраться в интерфейсе и структуре для оперативного поиска желаемой информации.
  3. Запоминаемость интерфейса. Демонстрирует, насколько легко пользователь может вспомнить устройство площадки после кратковременного и длительного отсутствия.
  4. Частота ошибок. На это указывают повторные возвращения на исходную страницу. С помощью карты кликов можно определить положение курсора во время нажатия, что помогает понять удобство кнопок, ссылок и их расположения.
  5. Субъективная удовлетворенность пользователя. Этот параметр представляет собой совокупность предыдущих параметров и означает общее впечатление от посещения площадки.

Вопросам удобства ресурса для аудитории нужно заниматься на всех этапах разработки, запуска, работы проекта.

Составляющие юзабилити сайта

Правила юзабилити сайта

Существует множество веб-ресурсов различной направленности, что говорит о наличии большого практического опыта у вебмастеров. Это позволяет выделить список правил, руководствуясь которыми будет намного проще составить понятный интерфейс для взаимодействия с пользователем.

Проще – лучше

Самое главное правило в разработке удобного оформления проекта. Если есть возможность упростить внешнее и внутреннее устройство без потери значимых функций, то стоит попробовать сделать это. Для повышения конверсии рекомендуется детально проработать этапы воронки, исключив лишние действия. Увеличение перехода к целевому действию обеспечивает интуитивно-понятное, простое оформление без излишеств в виде красивых, но бесполезных эффектов, виджетов, модулей.

Правило трех кликов

Среди веб-разработчиков и дизайнеров много сторонников этого правила. Оно подразумевает, что пользователь может перейти на нужную ему страницу в три перехода или клика. Это целесообразно для большинства существующих площадок.

Есть и исключения: они касаются крупных проектов с большим объемом контента. В таких ситуациях важно обеспечить понимание расположения интересующих страниц для пользователя, что решает грамотно составленная структура сайта.

Фокусировка внимания: F-паттерн

Паттерны изучения площадки

Во время проведения многочисленных исследований было установлено движение взгляда посетителя при изучении новой площадки. Траектория выработана на базе стандартной модели чтения.

Для носителей языков, сформированных на основе кириллицы и латиницы, свойственно Z и F-образное движение глаз по странице ресурса во время беглого изучения. Если за первые несколько секунд пользователь поймет, что площадка для него полезна, то он приступит к более подробному изучению, а если нет – закроет вкладку.

Из это следует вывод о необходимости корректного заполнения шапки и меню левого сайдбара. В этих зонах должна располагаться главная информация.

Принципы обеспечения юзабилити сайта

Разработка на основе существующих образцов и примеров имеет свои преимущества. Видя интерфейс, с которым посетитель уже сталкивался, он чувствует себя намного увереннее. Этим можно воспользоваться, чтобы повысить уровень комфорта аудитории, чем активно пользуются вебмастера. Создатели сайтов руководствуются выработанными принципами построения площадок.

Особенности навигации

Удобство серфинга по веб-ресурсу обеспечивают навигационные элементы в:

  • горизонтальном меню шапки;
  • вертикальном меню сайдбара.

Для с простой структурой может использоваться только горизонтальное меню, для более сложного строения – горизонтальное и вертикальное меню. В большинстве случаев целесообразно дублировать навигационное меню в футере, чтобы предотвратить необходимость в скроллинге. Дополняет удобство наличие кнопки «Вверх».

Для крупных проектов со сложной структурой рекомендуется создавать карту сайта.

Советы, как повысить юзабилити сайта

Средства поиска

Для ускорения поиска информации используются:

  • строка поиска;
  • фильтры;
  • теги.

Целью аудитории является быстрое нахождение искомой информации. Поисковая строка помогает найти материал по словам и выражениям, фильтрация – отсеивает ненужный материал, позволяя кастомизировать поиск, а теги – это дополнительная возможность найти материал по определенным темам. Чем сложнее устроена структура проекта, тем важнее использование различных механизмов поиска. Эти элементы должны визуально выделяться на общем фоне.

Отсутствие ошибок структуры

Подразумеваются ссылки и кнопки переходов на несуществующие страницы. Неоправданные ожидания пользователя в получении нужной информации при переходе по указанной ссылке сильно портят имидж площадки, способствуют оттоку посетителей. Обнаружить ошибки при указании ссылок и переходов посредством кнопок возможно во время тестирования площадки, что нужно проводить в соответствии с частотой обновления ресурса.

Рекомендуется отказаться от стандартного оформления страницы ошибки 404 в пользу оригинального дизайна в контексте площадки.

Корректное оформление шапки

Уже указывалось, что на этот блок аудитория обращает особое внимание. В некоторых случаях посетитель изучает только его без дальнейшего скроллинга по сайту. Это значит, что в шапке нужно указать ключевую информацию, включая навигационное меню, способы связи, другие значимые данные.

Для информирования аудитории о преимуществах, специальных предложениях, возможностях используется слайд-шоу из нескольких снимков, каждый из них посвящен конкретной цели, например, демонстрации УТП. При этом не стоит злоупотреблять количеством слайдов – посетитель может их просто не дождаться.

Тестирование юзабилити коммерческого сайта

Свободное пространство

На многие площадки возложена сложная задача по реализации огромной функциональности. Свободное пространство на сайте не означает, что оно потрачено без пользы. Это символизирует свободу пользователя – при сильном нагромождении элементов и блоков возникает ощущение прессинга, давления, принуждения, чего явно не хочет аудитория.

Текстовая информация

Нельзя забывать о тексте – основном средстве передачи информации. Принцип свободы действует и здесь. Чтобы создать комфортную атмосферу, способствующую усвоению контента, необходимо подобрать хорошие межстрочные интервалы с четко обозначенными отступами абзацев.

Для удобства восприятия информации нужны:

  • заголовки и подзаголовки;
  • использование маркированных списков;
  • отсутствие сложных предложений с запутанными конструкциями;
  • выделения ключевой информации, слов, фраз, предложений, советов.

Фон текста должен не мешать чтению, в идеале – лучше использовать контрастирующие цвета, не утомляющие глаза. Размер и стиль шрифта должны обеспечить удобство восприятия информации: мелкий текст вызывает головную боль, головокружение, необходимость присматриваться к экрану, а крупный – символ доминации со всеми вытекающими. Что же касается выбора стиля, то каждый из них имеет особенности. Не рекомендуется использовать нестандартные шрифты для оформления основного контента – это решение подходит для подписей, сносок, цитат, выделения информации.

Отчет проверки скорости загрузки на Яндекс.Метрика

Скорость загрузки сайта

Средняя продолжительность нахождения пользователя на странице составляет 27 секунд. Такой вывод сделан на основании результатов исследований консалтинговой компании NN/g. Длительная загрузка сокращает время на ознакомление с ресурсом, а значит – посетитель узнает меньше полезной информации и может закрыть потенциально полезный сайт.

Существует множество сервисов проверки скорости загрузки, среди которых выделяются:

  • Google PageSpeed Insights;
  • Яндекс.Метрика;
  • PR-CY.

В PR-CY, WhichLoadFaster и аналогах присутствует возможность сравнения площадок, в том числе размеров страниц, показателей скорости загрузки. Через сервис Monitis Tools можно узнать среднюю скорость загрузки для ресурсов отдельных регионов, что позволяет понять, к какому показателю нужно стремиться, а лучше – превзойти. Сервисы проверки предоставляют отчет и дают практические рекомендации по улучшению показателя.

Взаимодействие с пользователем

Для взаимодействия с аудиторией используются различные средства:

  • предложение помощи онлайн-консультантом (ненавязчивое);
  • опросы;
  • простое оформление заказа и форм связи;
  • оповещение о выполненных действиях.

Для коммерческих проектов рекомендуется создать возможность отмены и корректировки выполненных действий. Это полезно на случай, если клиент передумал, решил выбрать другое предложение или хочет дополнить заказ.

Пример правильной адаптации для мобильных устройств

Адаптация для мобильных устройств

С увеличением трафика мобильных платформ возрастает целесообразность использования адаптации сайта для смартфонов. Помимо адаптивного дизайна, это требует глобальной переработки интерфейса, ведь компактный экран смартфона не может вместить все элементы и блоки десктопной версии.

Для повышения юзабилити с адаптацией под мобильные устройства существуют свои правила.

  1. Сокращение функциональности и контента до минимума, необходимого для восприятия информации и принятия решения.
  2. Размещение в одну колонку.
  3. Ориентированное на мобильные платформы навигационное меню и средства поиска.
  4. Внедрение встроенных функций: аудио и видеосвязь, просмотр расположения на карте в один клик.
  5. Адаптация под нужды аудитории. Например, ориентация на устройства с сенсорным экраном, кнопочным управлением, низкой скоростью интернета.

Набор функциональных возможностей площадки не всегда позволяет использовать равноценный адаптивный дизайн, поэтому решением может стать разработка полноценной мобильной версии, которых может быть несколько.

Реклама на сайте

Рекламные блоки и всплывающие окна уже сами по себе создают плохое впечатление о ресурсе, но когда речь заходит о простой статичной рекламе, стоит помнить о соблюдении ее разумных объемов. Баннеры, тизерная реклама с нежелательным содержанием, мешающие просмотру или навигации текстовые объявления вызывают у аудитории желание закрыть страницу.

Одним из видов объявлений можно считать саморекламу, а точнее – навязчивую демонстрацию горячих предложений, мигающих кнопок, окно для связи с онлайн-консультантом.

Пример результатов айтрекинга: тепловая карта, которая показывает, как внимание пользователей распределяется по экрану

Инструменты тестирования юзабилити

Чтобы получить адекватную оценку удобства сайта, рекомендуется использовать комплекс мероприятий:

  • сбор статистики;
  • ненавязчивый опрос посетителей;
  • использование Вебвизора в Яндекс.Метрика и других инструментов наблюдения;
  • визуальный анализ действий контрольной группы – 3-10 человек.

Для сбора необходимой информации и оценки юзабилити будут полезны следующие сервисы:

  • UsabilityHub;
  • UserPlus;
  • Usabilla;
  • Optimal Workshop;
  • WebVisor;
  • Feng-GUI;
  • Фабрика Юзабилити (Fabuza.ru);
  • СайтПолис (подключение аудиторов к тестированию ресурса).

Не стоит забывать о доступных механизмах в Яндекс.Метрика и Google Search Console, ведь критерии оценки этих сервисов отражаются на ранжировании сайта в соответствующих поисковых системах.

Модель поведения пользователя при просмотре информации (Диаграмма Гутенберга)

Подведем итоги

После изучения материала можно сделать следующие выводы:

  1. Юзабилити – важная составляющая разработки, развития, функционирования веб-сайта.
  2. Существуют устоявшиеся правила и принципы создания удобного для посетителей интерфейса.
  3. Регулярные проверки юзабилити помогут своевременно обнаружить и устранить ошибки.
  4. Для оценки удобства площадки используются различные инструменты и анализ действий реальных пользователей.

Значимость юзабилити возрастает соразмерно с возможностями площадки и сложностью структуры. Удобство сайта особенно важно для проектов коммерческой направленности.

Без рубрики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *